Неделя психологии в школе.

Неделя психологии в школе.

Неделя психологии в образовательных организациях уже третий год входит в ряд масштабных мероприятий, охватывающих всех участников образовательных отношений в системе общего образования и среднего профессионального образования. Мероприятия Недели психологии несут в себе большой развивающий, просветительский и профилактический потенциал, что позволяет на практике реализовать единые подходы к созданию психологически безопасной и дружелюбной образовательной среды.

Ежегодное проведение не реже двух раз в год мероприятий Недели психологии в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях предусматривается пунктом 33 Плана мероприятий на 2024 – 2030 годы по реализации Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период  до 2030 года, утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации 18 июня 2024 г. № СК-13/07вн.

В современном мире, насыщенном разнообразными, быстро меняющимися социальными событиями, очень важны умения гибко пользоваться личностными ресурсами, видеть различные стороны межличностных отношений и выбирать безопасные способы преодоления возникающих противоречий. В этой связи каждая Неделя психологии посвящена какой-либо тематике, выбор которой обусловлен актуальными запросами общества. В данном издании предлагаются сценарии мероприятий, направленных на развитие навыков жизнестойкости, совершенствование коммуникативной гибкости, формирование благоприятного социально-психологического климата и профилактику явлений травли в учебных коллективах.

Сценарии тренингов и игровых занятий предполагают знакомство обучающихся с понятиями и явлениями в области «социальная психология», в том числе ее практическом применении в жизни человека и общества.

Данное пособие предназначено для организации и проведения групповых встреч с различными участниками образовательных отношений и предлагает детально проработанные сценарии тренинговых и игровых занятий

Важным фактором выступает направленность мероприятий на развитие самопознания и саморегуляции обучающихся самого разного возраста.

В рамках мероприятий Недели психологии решаются следующие задачи:

                создание условий для формирования психологически безопасной образовательной среды, профилактика травли и социально опасного поведения;

                совершенствование психологической компетентности педагогических работников и представителей администрации образовательной организации, обучающихся, их родителей (законных представителей);

                развитие жизнестойкости, актуализация личностных ресурсов участников образовательных отношений;

                создание условий, способствующих формированию и сохранению устойчивых дружеских отношений в учебном и профессиональном коллективах на основе принятия и взаимоуважения, повышение культуры общения и межличностного взаимодействия;

                актуализация знаний и представлений участников образовательных отношений о понятиях и явлениях в области «социальная психология», в том числе ее практическом применении в жизни человека и общества;

                актуализация знаний, обучающихся и их родителей (законных представителей) о возможностях и деятельности психологической службы образовательной организации, направлениях работы педагога-психолога и социального педагога в ходе организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и воспитательной работы.

Осенняя неделя психологии в 2024 году предполагает такие направления, как:

                развитие навыков жизнестойкости (в том числе освоение приемов саморегуляции, снятия напряжения и тревоги с использованием медитативных техник, мышечной релаксации и иных приемов), навыков анализа актуального эмоционального состояния; актуализация личностных ресурсов;

                совершенствование навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия, освоение навыков распознавания эмоций (своих и собеседника), невербальных сигналов в процессе общения, совершенствование навыков конструктивного разрешения конфликтной ситуации, повышение культуры общения и межличностного взаимодействия;

                формирование благоприятного социально-психологического климата образовательной организации, повышение ценностно-ориентационного единства детских коллективов.

При планировании проведения в образовательной организации Недели психологии рекомендуется предусмотреть следующие этапы:

1)              подготовительный этап – разработка и утверждение локальных нормативных актов о проведении Недели психологии в образовательной организации, а также тематического плана мероприятий; проведение информационной кампании среди всех участников образовательных отношений с использованием возможностей образовательной организации (размещение анонса и плана мероприятий  на информационных стендах, в том числе рядом с кабинетом педагога-психолога,  а также на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет) и странице образовательной организации в социальных сетях; в местах наиболее активного посещения участниками образовательных отношений), подготовка необходимого раздаточного материала, элементов оформления локаций проведения мероприятий  в рамках акции; подготовительный этап целесообразно провести за 14-30 дней  до начала основных мероприятий Недели психологии;

2)              основной этап – проведение запланированных мероприятий Недели психологии в соответствии с утвержденным тематическим планом;

3)              этап обратной связи – подведение итогов мероприятий, проведенных  на основном этапе Недели психологии; планирование профилактических, коррекционных (при необходимости) занятий, актуальность которых могла быть определена в ходе проведения основного этапа; оформление отчетной документации; рекомендуется предусмотреть получение от участников образовательных отношений обратной связи об актуальности (значимости, востребованности) реализованных мероприятий, о потребности в иных тематических направлениях; целесообразно проведение этого этапа в течение недели после окончания основного.

В рамках Недели психологии могут быть реализованы различные формы работы: классные часы, проектные конференции, круглые столы, мастер-классы, тренинговые и игровые занятия, публичные лекции, киноклубы, родительские собрания и т.д.

Особое место могут занимать мероприятия совместного характера деятельности – отдельные формы мероприятий (тренинговое занятие, игровое занятие, проектная конференция, иное), предполагающие совместную деятельность участников образовательных отношений. Так, совместная деятельность обучающихся и их родителей (законных представителей) способствует укреплению детско-родительских отношений.