Неделя психологии в
образовательных организациях уже третий год входит в ряд масштабных
мероприятий, охватывающих всех участников образовательных отношений в системе
общего образования и среднего профессионального образования. Мероприятия Недели
психологии несут в себе большой развивающий, просветительский и профилактический
потенциал, что позволяет на практике реализовать единые подходы к созданию
психологически безопасной и дружелюбной образовательной среды.
Ежегодное проведение не
реже двух раз в год мероприятий Недели психологии в дошкольных образовательных
организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных
образовательных организациях предусматривается пунктом 33 Плана мероприятий на
2024 – 2030 годы по реализации Концепции развития системы
психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего
профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Министерством
просвещения Российской Федерации 18 июня 2024 г. № СК-13/07вн.
В современном мире, насыщенном
разнообразными, быстро меняющимися социальными событиями, очень важны умения
гибко пользоваться личностными ресурсами, видеть различные стороны
межличностных отношений и выбирать безопасные способы преодоления возникающих
противоречий. В этой связи каждая Неделя психологии посвящена какой-либо
тематике, выбор которой обусловлен актуальными запросами общества. В данном
издании предлагаются сценарии мероприятий, направленных на развитие навыков
жизнестойкости, совершенствование коммуникативной гибкости, формирование
благоприятного социально-психологического климата и профилактику явлений травли
в учебных коллективах.
Сценарии тренингов и
игровых занятий предполагают знакомство обучающихся с понятиями и явлениями в
области «социальная психология», в том числе ее практическом применении в жизни
человека и общества.
Данное пособие
предназначено для организации и проведения групповых встреч с различными
участниками образовательных отношений и предлагает детально проработанные
сценарии тренинговых и игровых занятий
Важным фактором
выступает направленность мероприятий на развитие самопознания и саморегуляции
обучающихся самого разного возраста.
В рамках мероприятий Недели психологии решаются
следующие задачи:
–
создание условий для
формирования психологически безопасной образовательной среды, профилактика
травли и социально опасного поведения;
–
совершенствование
психологической компетентности педагогических работников и представителей
администрации образовательной организации, обучающихся, их родителей (законных
представителей);
–
развитие жизнестойкости,
актуализация личностных ресурсов участников образовательных отношений;
–
создание условий,
способствующих формированию и сохранению устойчивых дружеских отношений в
учебном и профессиональном коллективах на основе принятия и взаимоуважения,
повышение культуры общения и межличностного взаимодействия;
–
актуализация знаний и
представлений участников образовательных отношений о понятиях и явлениях в
области «социальная психология», в том числе ее практическом применении в жизни
человека и общества;
–
актуализация знаний,
обучающихся и их родителей (законных представителей) о возможностях и
деятельности психологической службы образовательной организации, направлениях
работы педагога-психолога и социального педагога в ходе организации
психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и
воспитательной работы.
Осенняя неделя психологии в 2024 году предполагает такие
направления, как:
–
развитие навыков
жизнестойкости (в том числе освоение приемов саморегуляции, снятия напряжения и
тревоги с использованием медитативных техник, мышечной релаксации и иных
приемов), навыков анализа актуального эмоционального состояния; актуализация
личностных ресурсов;
–
совершенствование
навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия, освоение навыков
распознавания эмоций (своих и собеседника), невербальных сигналов в процессе
общения, совершенствование навыков конструктивного разрешения конфликтной ситуации,
повышение культуры общения и межличностного взаимодействия;
–
формирование
благоприятного социально-психологического климата образовательной организации,
повышение ценностно-ориентационного единства детских коллективов.
При планировании
проведения в образовательной организации Недели психологии рекомендуется
предусмотреть следующие этапы:
1)
подготовительный этап –
разработка и утверждение локальных нормативных актов о проведении Недели
психологии в образовательной организации, а также тематического плана
мероприятий; проведение информационной кампании среди всех участников
образовательных отношений с использованием возможностей образовательной
организации (размещение анонса и плана мероприятий на информационных стендах, в том числе рядом
с кабинетом педагога-психолога, а также
на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» (далее – сеть Интернет) и странице образовательной организации
в социальных сетях; в местах наиболее активного посещения участниками
образовательных отношений), подготовка необходимого раздаточного материала,
элементов оформления локаций проведения мероприятий в рамках акции; подготовительный этап
целесообразно провести за 14-30 дней до
начала основных мероприятий Недели психологии;
2)
основной этап –
проведение запланированных мероприятий Недели психологии в соответствии с
утвержденным тематическим планом;
3)
этап обратной связи –
подведение итогов мероприятий, проведенных
на основном этапе Недели психологии; планирование профилактических,
коррекционных (при необходимости) занятий, актуальность которых могла быть
определена в ходе проведения основного этапа; оформление отчетной документации;
рекомендуется предусмотреть получение от участников образовательных отношений
обратной связи об актуальности (значимости, востребованности) реализованных
мероприятий, о потребности в иных тематических направлениях; целесообразно
проведение этого этапа в течение недели после окончания основного.
В рамках Недели
психологии могут быть реализованы различные формы работы: классные часы,
проектные конференции, круглые столы, мастер-классы, тренинговые и игровые
занятия, публичные лекции, киноклубы, родительские собрания и т.д.
Особое место могут
занимать мероприятия совместного характера деятельности – отдельные формы
мероприятий (тренинговое занятие, игровое занятие, проектная конференция,
иное), предполагающие совместную деятельность участников образовательных
отношений. Так, совместная деятельность обучающихся и их родителей (законных
представителей) способствует укреплению детско-родительских отношений.