Памятка для специалистов "Алгоритмы работы с аутоагрессивным поведением несовершеннолетних"



Памятка для специалистов «Алгоритмы работы

с аутоагрессивным поведением несовершеннолетних»

Группы риска

        Подростки с предыдущей (незаконченной) попыткой суицида (парасуицид).

        Подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые и завуалированные.

        Подростки, имеющие тенденции к самоповреждению (аутоагрессии).

        Подростки, у которых в роду были случаи суицидального поведения. 

        Подростки, злоупотребляющие ПАВ.

        Подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями.

        Подростки, переживающие тяжелые утраты (смерть родителя, любимого человека), особенно в течение первого года после потери.

        Подростки с выраженными семейными проблемами (уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие).

        Подростки, пострадавшие от сексуализированного насилия, буллинга.

 

Суицидальные попытки подростков могут быть результатом конфликта с учителем

1.     Внезапно возникший конфликт: учитель при всем классе сказал что-то оскорбительное подростку, в результате чего возможна аффективная реакция, когда подросток выпрыгивает из окна прямо в классе. 2. Длительно развивающийся конфликт: постоянные придирки и оскорбления; «гражданские казни» перед всем классом, обсуждение ребенка с другими учителями; постоянные нападки на родительских собраниях, плавно перетекающие в домашний террор. В результате подросток теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт, связанный с неприятием своей личности, появляется ощущение потери смысла жизни.

 

Степени суицидального риска

 

1.   Незначительный риск (есть суицидальные мысли без определенных планов).

2.   Риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации).

3.   Высокий риск (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).

Для каждой ступени риска существуют определенные стратегии и действия:

Незначительный риск

 

Риск средней степени

 

Высокий риск

        Предложить эмоциональную поддержку.

        Проработать с ним суицидальные чувства.

        Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка.

        Направить к психологу. 

        Встретиться с родителями (замещающими лицами) и договориться о взаимодействии.

Предложить эмоциональную поддержку.

Поработать с ним суицидальные чувства. 

Укрепить желание жить

(используя антисуицидальные факторы).

Обсудить альтернативы самоубийства.

Заключить контракт и составить план безопасности (планирование дальнейших действий подростка по нейтрализации тяжелого эмоционального состояния).

Постоянно оставаться с подростком, не покидая его ни на минуту. При необходимости удалить орудия самоубийства.

Заключить контракт и составить план безопасности.

Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию. 

Информировать семью.

 

         

 

Признаки (индикаторы) готовящегося суицида

Особенности поведения

любые внезапные непонятные изменения в поведении; безрассудные поступки, связанные с риском для жизни

 

высокая импульсивность

 

уход «в себя», от общения или, наоборот, активное стремление к общению с окружающими

 

общая заторможенность, бездеятельность (все время лежит на диване) или, напротив, двигательное возбуждение

 

употребление алкоголя и других ПАВ

 

враждебное отношение к окружающим

 

раздаривание вещей и пристраивание домашних животных

 

утрата интереса к тому, что раньше было значимо

 

самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности

 

ухудшение работоспособности

 

небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было другое)

 

частые прогулы (отсутствие на определенных уроках)

Эмоциональные проявления

сниженное настроение, заторможенность, тоска переживание горя

 

выраженная растерянность, чувство вины, безысходности, страхи и опасения

 

переживание неудачи, собственной неполноценности, малозначимости

 

повышенная раздражительность, слезливость, капризность

 

тихий монотонный голос или, напротив, экспрессивная речь

 

тоскливое выражение лица, бедность мимики

Словесные

(непосредственные высказывания и

записи на страничке в соцсетях)

 

резкие и необоснованные вспышки агрессиио бессмысленности жизни вообще и своей, в частности, пессимизм,  невидение перспектив

о чувстве беспомощности, вины («Я никому не нужен... Всем только мешаю»)

собственной ненужности, никчемности («Я ничтожество! Ничего собой не представляю!», «Я - тварь. Всем приношу несчастья.»)

 

шутки о желании умереть («Никто из жизни еще живым не уходил!»)

 

сообщения о плане, способе самоубийства, о приобретении средств самозащиты

 

фразы, связанные с прощанием с жизнью («Последний раз встречаемся.,

Особенности внешнего вида и продуктов деятельности

смотрю любимые фотографии.») изменение внешнего вида

безразличие к своей внешности, преобладание мрачных (серых, черных) цветов в одежде и на страничке в соцсетях использование символики смерти в татуировках, аватарке, рисунках (кресты, черепа, надгробия; атрибуты и орудия смерти; символы смерти

(круг, вписанный в треугольник, разделенный вертикальной линией)

 

интерес к неформальным объединениям (готы, эмо), сайтам с суицидальной направленностью («прах»)

 

рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей

 

тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла

Физические проявления

жалобы на плохое самочувствие, ощущение физического дискомфорта в различных частях тела при видимом отсутствии болезней (головные боли, чувство нехватки воздуха, боли в груди, сухость во рту)

 

запоры, потеря или чрезмерное усиление аппетита

 

бессонница или, наоборот, сонливость, отсутствие чувства

 

отдыха после сна

 

 

Алгоритм действий ОУ в ситуации угрозы суицида

 или самоповреждающего поведения

1.    Распознать эмоциональную реакцию.

2.    Оказать экстренную доврачебную помощь (при необходимости).

3.    Обеспечить психологическую поддержку.

4.    Пригласить родителей/законных представителей (поставить в известность, помочь определиться с воспитательной стратегией).

5.    Обратиться за помощью в службы психолого-педагогической и психиатрической помощи.

6.    Создать безопасную поддерживающую среду.

7.    Провести профилактические мероприятия в классе (в том числе направленные на локализацию распространения слухов).

8.    Провести родительское собрание на тему профилактики аутоагрессивного поведения.

9.    Провести просветительские мероприятия для педагогов на тему «маркеры выявления и

профилактика аутоагрессивного поведения».

 

1.      Распознать эмоциональную реакцию.

Истерика - способ реагирования психики на экстремальные события.

Как проявляется

Что делать

Что не делать

Зачем мы это делаем

Человек бурно выражает свои эмоции, выплескивая их на окружающих: кричит, размахивает руками, одновременно плачет. Истерика всегда происходит в присутствии зрителей.

-Удалить зрителей. -Внимательно слушать, кивать, поддакивать. -Обращаться по имени. -Говорить мало, спокойно, короткими простыми фразами.

-Если не подпитывать истерику, то через 10-15 минут наступает спад, упадок сил.

-Дать человеку отдохнуть.

- Не совершать неожиданных действий (пощечины, обливания, встряхивать).

-Не спорить, не вступать в активный диалог, пока не пройдет реакция. -Не считать, что он намеренно привлекает к себе внимание.

-Не говорить банальных фраз: «успокойся», «возьми себя в руки», «так нельзя».

Помогаем разрядить, выплеснуть негативные эмоции. Истерика заражает окружающих.

Гнев, агрессия – непроизвольный способ снизить высокое внутреннее напряжение, т.к. нарушен привычный уклад жизни человека. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

Как проявляется

Что делать

Что не делать

Зачем мы это делаем

Активная энергозатратная реакция. Гнев, злость выражающиеся в словах или действиях, мышечное напряжение, высокое кровяное давление. Агрессия заражает окружающих

-Говорить спокойно.

-Постепенно снижать темп и громкость речи. «Я понимаю, что тебе хочется все разнести». -Задавать вопросы, которые помогут разобраться «Как ты думаешь, что лучше сделать это или это?»

-Дать возможность выплеснуть эмоцию и физическую активность.

-Не считать, что человек выражающий агрессию, по характеру злой.

-Не спорить, не переубеждать человека

(даже, если он не прав). -Не угрожать, не запугивать.

Принимаем право человека на эту эмоцию и понимаем, что она направлена не на присутствующих, а на обстоятельства. Помогаем выразить эмоциональную боль.

 

 

 

 

 

Тревога - возникает при неопределенности в кризисной ситуации. Тревога может быть вызвана недостатком информации.

Как проявляется

Что делать

Что не делать

Зачем мы это делаем

Человек напряжен (напряженная мимика, поза), не может расслабиться.

Напряжены мышцы, в голове крутятся одни и те же мысли.

Человек не знает, чего

-Постараться разговорить человека и понять, что именно его тревожит.

-Проанализировать вместе, какая информация необходима и где ее можно получить. -Предложить сделать несколько активных движений

-Не оставлять человека одного.

-Не убеждать, что тревожиться незачем, особенно если это не так.

-Не скрывать правду о ситуации, даже если это

Помогаем справиться с тревогой, чтобы она не длилась долго, вытягивая силы, лишая отдыха, парализуя деятельность.

конкретно он боится, поэтому состояние тревоги тяжелее, чем страх.

или вовлечь в действия, в продуктивную деятельность, связанную с происходящими событиями.

может его расстроить.

 

Плач, слезы, печаль - реакция, позволяющая выразить переполняющие эмоции, показатель того, что процесс переживания начался. 

Как проявляется

Что делать

Что не делать

Зачем мы это делаем

Человек плачет, дрожат губы, подавлен, нет возбуждения в поведении. Слезы приносят облегчение. Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием.

- Сесть рядом.

-Дать выплакаться. -Погладить по голове, взять за руку, положить руку на плечо или на спину.

-Выражать поддержку, сочувствие.

-Дать возможность говорить о чувствах. 

-Слушать, поощрять к высказываниям («Ага», «Да», повторять отрывки фраз, кивать).

-Предложить выпить воды, сконцентрироваться на глубоком ровном дыхании, заняться вместе каким-нибудь делом.

-Не пытаться останавливать слезы. -Не успокаивать. -Не убеждать не плакать.

-Не задавать вопросы. -Не давать советы. -Не считать слезы проявлением слабости.

Помогаем осуществить эмоциональную разрядку через слезы. Это предотвращение ущерба физическому и психическому здоровью.

Нервная дрожь - способ организма сбрасывает напряжение. Начинается внезапно - сразу после инцидента или спустя какое-то время.

Как проявляется

Что делать

Что не делать

Зачем мы это делаем

Человек сильно дрожит как будто сильно замерз. Неконтролируемая реакция, человек не может сам прекратить дрожь.

Возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей. Дрожь может продолжаться до нескольких часов.

-Нужно усилить дрожь (взять за плечи и сильно, резко потрясти в течение 10-15 секунд).

-Разговаривать с ним, иначе он может воспринять Ваши действия как нападение. -Дать возможность отдохнуть (желательно уложить спать, т.к. дрожь энергозатратна).

-Не оставлять человека одного.

-Не обнимать, не прижимать его к себе. -Не укрывать чем-то Теплым.

-Не успокаивать, не говорить, чтобы он взял себя в руки.

Если дрожь не остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию серьезных заболеваний.

Апатия - «психологическая анестезия», наступает после длительных неудачных попыток что-то изменить.

Как проявляется

Что делать

Что не делать

Зачем мы это делаем

Реакция сниженной эмоциональной, интеллектуальной, поведенческой активности. Человек не хочет двигаться, говорить. Речь вялая с паузами. Безразличие к окружающему, в душе пустота. Апатия может длиться от нескольких часов до нескольких недель

-Задавать простые вопросы:

«Как ты себя чувствуешь?

Хочешь ли пить?». Найти место для отдыха, обязательно снять обувь. -Говорить, что испытывать апатию - нормальная реакция на сложные обстоятельства. Если нет возможности уложить, предложить самомассаж пальцев, мочек ушей.

-Предложить сладкий крепкий чай, умеренную физическую нагрузку (пройтись пешком).

-Не выдергивать человека из этого состояния.

-Не просить взять себя в руки.

-Не говорить «так нельзя», «ты сейчас должен».

Помогаем в комфортном режиме осознать происшествие и вернуться в рабочее состояние. Предотвращаем депрессию.

 

2.      Оказать экстренную доврачебную помощь (при необходимости).

Помните: у Вас нет времени на преодоление собственного эмоционального шока, нужно действовать быстро:

        вызвать помощь по телефону 03 (с мобильного телефона - 030, 003).

        попытаться оказать первую доврачебную помощь:

        остановить кровотечение (на вены наложить давящую повязку, на артерии (пульсирующая алая струя) - жгут выше раны);

        при повешении часто травмируются шейные позвонки, потому, после того как пострадавшего вынули из петли, надо избегать резких движений;

        если нет пульса, проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание до прибытия бригады скорой помощи;

        при отравлении - вызвать рвоту, если человек в сознании!

        при бессознательном состоянии - следить за проходимостью дыхательных путей и повернуть голову набок, чтобы не запал язык;

        если пострадавший может глотать, принять 10 таблеток актированного угля;

        если пострадавший в сознании - необходимо поддерживать с ним постоянный!!! контакт,

психологически не оставляя его одного!!!

 

3. Обеспечить психологическую поддержку.

 

1)   Проявляем искренний интерес, задаем вопросы:

      Ты принял решение уйти из жизни?

      Что привело к такому решению?

      А что, если ты причинишь себе боль?

      Ты когда-нибудь причинял себе боль раньше?

      Когда это было?

      Почему ты хочешь это сделать сейчас?

2)   Даем выговориться.

Внимательно слушаем, поддерживая взглядом, кивками, поддакиваем. Не спорим, не перебиваем, не возражаем.

3)   Говорим, что понимаем его чувства:

      Я понимаю, как тебе сейчас тяжело, больно. В такой ситуации каждый чувствовал бы себя растерянным.

4)   Обращаемся к прошлому опыту:

      Были ли у тебя в жизни такие ситуации, когда тебе было больно, когда ты не знал, что делать?

      Как ты справился тогда с трудностями?

      Что (или кто) тебе помогло пережить трудности, решить ситуацию, справиться с болью?

5)   Пытаемся найти решение совместно:

      Как тебе кажется, есть ли способы решения этой ситуации?

      Что, по-твоему, должно произойти, измениться, чтобы тебе не было так больно?

      Чем я могу тебе помочь? Давай попробуем вместе найти выход из трудной ситуации.

6)   Привлекаем необходимые ресурсы:

      Кто в твоем близком окружении поддержит тебя и поможет справиться с этой ситуацией?

      От кого ты бы хотел эту помощь получить?

      Кого бы ты хотел видеть сейчас рядом?

Вначале необходимо получить у подростка разрешение привлечь для его поддержки необходимые ресурсы, а затем связаться с теми, кто может ему помочь (при остром риске нужно рассказать о том, что вы обязаны сделать то по закону).

Но даже если разрешение не будет получено, попытаться найти кого-нибудь, кто сможет быть рядом с ребенком, проявит к нему внимание. 7) Ни в коем случае не оставляем одного!

 

Что нужно и чего нельзя говорить подростку

Если вы слышите

Обязательно скажите

Не говорите

«Ненавижу учебу,

класс...»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте...

да ты просто лентяй!»

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить».

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

«Вы не понимаете меня!"

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать».

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

«Я совершил ужасный поступок »

«Давай сядем и поговорим об этом».

«Что посеешь, то и пожнешь!»

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное».

«Если не получится - значит, ты недостаточно постарался!»

 

4.     Пригласить родителей на индивидуальную встречу.

Необходимо как можно быстрее оповестить родителей о наличии самоповреждающего/суицидального поведения у несовершеннолетнего с целью совместной разработки новой воспитательной стратегии и составления рекомендации по обращению за кризисной помощью. 

 

5.     Обратиться за помощью в службы психолого-педагогической и психиатрической помощи.

        Общероссийский детский телефон доверия

8800-2000-122;

        Линия помощи: «Дети Онлайн» detionline.com 250-00-15;

 

6. Создать безопасную поддерживающую среду. Установить контакт, вступить с ним в дружеское общение с подростком.

Цель: снижение давления, оказываемого на подростка реальными жизненными обстоятельствами и вызывающими у него эмоциональное напряжение.

Основной принцип помощи: для уменьшения интенсивности летальных тенденций следует применять меры по снижению эмоционального напряжения и волнения, что, в свою очередь, повлечет за собой их дезактуализацию.

Главный инструмент в работе с подростком — разговор с ним. Правила беседы для создания безопасной поддерживающей среды:

        Разговаривать в спокойной обстановке.

        Смотреть на собеседника, расположившись напротив, но не через стол.

        Дать возможность высказаться, не перебивать.

        Пересказать то, что подросток рассказал, чтобы он убедился, что вы его действительно слушали. Говорить без оценок и осуждения, что способствует возникновению у подростка доверия к собеседнику.

        Произносить только позитивно-конструктивные фразы.  

Поддерживающее сопровождение (на протяжении 1 года):

        Консультирование подростка психологом, социальным педагогом (периодичность встреч 1-3 в неделю);

        Работа с семьей (в рамках консультирования, возможны при необходимости совместные встречи родители-подросток);

        Работа с педагогами (консультирование, разработка плана совместных действий);

        Работа с группой детей (при необходимости, если они вовлечены в ситуацию либо она эмоционально значима для них);

        Включение в обычную для подростка школьную жизнь;

        Организация досуга по интересам подростка;

        Включение подростка в групповую /тренинговую работу с целью укрепления личностных

ресурсов (если острый кризисный период миновал).

 

7.     Провести профилактические мероприятия в классе (в том числе направленные на локализацию распространения слухов).

Выход психологов в класс/параллель с классными часами, посвященными организации условий для развития навыков саморегуляции, информированию о способах самопомощи в стрессовых ситуациях, формированию представлений о принципах работы телефона доверия и локализации распространения слухов.

8.     Провести родительское собрание на тему профилактики аутоагрессивного поведения. Задачи выступления:

        Информирование об особенностях подросткового возраста, как фактора, затрудняющего диагностику  подростковой депрессии и риска суицидального поведения.

        Информирование о маркерах риска суицидального и самоповреждающего поведения у детей и подростков.

        Информирование о ключевых позициях, которых необходимо придерживаться, для того, чтобы выстроить разговор с ребенком в случае тревожных сигналов.

        Ознакомление       с          алгоритмом   действий        в          ситуациях         различной      степени          сложности:

информирование о службах психологической и психиатрической помощи.

        Информирование о роли телефона доверия в профилактике рисков суицидального поведения. 

        Информирование о различных службах помощи для детей и взрослых.

 

9. Провести просветительские мероприятия для педагогов на тему «маркеры выявления и профилактика аутоагрессивного поведения».

Задачи выступления:

        Информирование педагогов о причинах суицидального поведения подростков. 

        Информирование педагогов о принципах первичной, вторичной профилактики суицидального поведения.

        Информирование о стратегиях помощи в ситуациях завершенного суицида.

        Информирование о мероприятиях Центра и возможностях сотрудничества в области профилактики суицидального поведения подростков.

        Создание условий для усиления эмпатии педагогов по отношению к подросткам.

        Создание условий для укрепления навыков саморегуляции и самопомощи педагогов.

 

Алгоритм работы ОУ в случае суицидальной попытки несовершеннолетнего

 

1.     Вызвать скорую помощь. Оказать первую медицинскую помощь (если это произошло на территории школы).

2.     Оказать психологическую поддержку подростку. 

3.     Пригласить родителей (поставить в известность, помочь определиться с воспитательной стратегией).

4.     Организовать антикризисную группу по сопровождению несовершеннолетнего.

5.     Побеседовать с несовершеннолетними, которые знают, что произошло или были свидетелями (отреагирование чувств).

6.     Провести общие профилактические мероприятия в классе и параллели (локализация распространения слухов).

7.     Провести просветительские мероприятия для родителей на тему профилактики аутоагрессивного поведения.

8.     Провести просветительские мероприятия для педагогов на тему «маркеры выявления и

профилактика аутоагрессивного поведения».

 

С момента поступления информации о совершенной суицидальной попытке несовершеннолетним:

1.     Организуется антикризисная группа;

2.     Изучается ситуация;

3.     Организуется взаимодействие со специалистами субъектов профилактики;

4.     Строится рабочая гипотеза;

5.     Собирается            дополнительная        информация с          целью         определения факторов        риска и поддерживающих ресурсов;

6.     Разрабатывается план сопровождения несовершеннолетнего; 7. Реализуется план работы, разработанный антикризисной группой; 8. Завершение работы со случаем. Подведение итогов.

 

1.Организация антикризисной группы.

1)     Представитель администрации

2)     Педагог-психолог

3)     Социальный педагог

4)     Классный руководитель

5)     Родители (законные представители)

6)     Медицинский работник

7)     Инспектор ПДН и пр. специалисты, необходимые для участия

 

Командный подход: при работе с кризисным случаем предполагается участие различных специалистов на уровне образовательного учреждения в работе со случаем под руководством представителя администрации образовательного учреждения.

 

Принципы взаимодействия:

1.         Разделение ответственности (родители несут ответственность за содержание и воспитание несовершеннолетних, согласно ст. 5.35 КоАП РФ; статья 63 Семейного кодекса РФ «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей»);

2.         Конфиденциальность (Федеральный Закон «О персональных данных» от 27.07.2006 №

152-ФЗ)

3.         Действия в интересах ребенка (пострадавшего, свидетеля, совершившего преступление)

4.         Контроль за собственной эмоциональной вовлеченностью (Нахожусь ли я на стороне ребенка или действую под давлением СМИ, общественности, одного из родителей? Как мои слова, действия помогают решить проблему?).

5.         Обеспечение безопасности (травля запрещена!)

6.         Локализация (массовая профилактическая работа ведется по плану, кризисная – с узким кругом участников, включенных в ситуацию; пресечение слухов, отказ от комментариев в СМИ).

 

Условия эффективной помощи подростку:

      высокая мотивация всех участников;

      социально-психологическая компетентность специалистов и руководителей учреждения;

      скоординированность и последовательность действий.

 

Специалист

Функции

Представитель администрации

-Координирует действия участников

-Управляет ходом обсуждения

-Обеспечивает ведение документации и реализацию стратегии помощи конкретному ребенку со стороны всех участников консилиума

-Назначает следующее заседание

-Обеспечивает реализацию стратегии помощи конкретному ребенку со стороны всех участников группы

Классный руководитель

-Изучает социальный статус ребенка в классе

-Информирует об особенностях семейного воспитания и включенности родителей в проблемы ребенка

-Взаимодействует с педагогами с целью обеспечения поддержки в кризисный период

-Способствует разрешению конфликтных ситуаций в классе

-Включает ребенка в обычную школьную жизнь

-Обеспечивает нормальный статус в классе

Педагог-психолог

-Поддерживает ребенка при острых кризисных реакциях

-Обеспечивает психодиагностику (личностные особенности, причины кризисной ситуации)

-Дает рекомендации участникам по взаимодействию с суицидентом в кризисный и посткризисный период

-Консультирует, осуществляет индивидуальную коррекцию, включает в групповые занятия по мере необходимости

-Консультирует педагогов, родителей, ребенка. Дает рекомендации по взаимодействию с ребенком в кризисе

-Способствует разрешению провоцирующих ситуацию конфликтов

-Развивает необходимые психологические компетенции на индивидуальных и групповых занятиях

-Направляет к психиатру, психотерапевту

Социальный педагог 

-Изучает социальную ситуацию в семье и образовательном учреждении

-Взаимодействует с родственниками и социальным окружением ребенка -Осуществляет взаимодействие на межведомственном уровне (присутствует на следственных действиях)

-Обеспечивает социализацию (включение ребенка в досуговую деятельность, в новую группу детей)

-При необходимости обеспечивает безопасные условия проживания ребенка (ст.69 Семейного кодекса РФ «Лишение родительских прав», ст.70 «Порядок лишения родительских прав», ст.77 «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью»)

-Обеспечивает безопасность в школе (защищает от травли, преследований)

Родители (законные представители)

-Обеспечивают постоянный эмоциональный контакт с ребенком в кризисный период

-Выполняют рекомендации специалистов 

-Посещают консультации психолога, семейного терапевта, специалистов ОУ 

-При необходимости производят значимые изменения в жизни семьи

-При необходимости обеспечивают помощь специалистов различных учреждений и ведомств

Медицинский работник 

-Фиксирует травмы и побои

-Обеспечивает экстренную медицинскую помощь  -Направляет в учреждения здравоохранения

Инспектор ПДН

-Пресекает противоправные действия

-Разъясняет нормы права

-Обеспечивает безопасность

-Обеспечивает поддержку правоохранительных органов

 

2. Изучение ситуации.

        Получение запроса и первичной информации о случае (особенности произошедшего, особенности ребенка, совершившего правонарушение, ставшего свидетелем или жертвой

правонарушения, или ребенка суицидента со слов заявителя);

        Определение круга лиц, вовлеченных в ситуацию (кому о ней уже известно, кто предположительно повлиял на ситуацию и пр.).

 

Руководствуясь, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", при возникновении кризисной ситуации мы опираемся на следующие статьи:

 

Глава 1

        Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

        Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

        Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

        Статья 6. Основания проведения индивидуальной профилактической работы

        Статья 10. Контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Глава II. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

        Статья 14. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации,

осуществляющие образовательную деятельность.

 

3. Взаимодействие с другими специалистами.

1)     Информирование представителя администрации;

2)     Определение конкретных специалистов, необходимых для участия в антикризисной команде;

3)     Назначение школьного заседания антикризисной группы;

4)     Обращение за помощью в иные организации, оказывающие медицинскую, психологическую, социальную, правовую и иные виды помощи (психиатрическая больница, ЦППМСП/ЦСПСиД, следственный комитет, полиция, опека, приют и пр).

5)     Предупреждение о неразглашении информации.

6)     Локализация распространения слухов (грамотное взаимодействие с журналистами, в т. ч.

совместно с администрацией ОУ подготовка информации по происшествию, которая в случае необходимости будет представлена в СМИ).

 

4.  Построение рабочей гипотезы.

Пример 1. Правонарушение (суицидальная попытка) совершено подростком как демонстративная реакция на несправедливые на взгляд подростка требования родителей и педагогов с целью освобождения от избыточных требований любой ценой. 

Пример 2. Попытка предпринята с целью прекращения трудной жизненной ситуации (одиночество, буллинг, насилие в семье).

 

5.  Сбор дополнительной информации с целью определения факторов риска и поддерживающих ресурсов. 1) Сведения об эмоционально-личностных особенностях (если имеются по результатам предшествующей диагностики психолога, сбор анамнеза, характеристика ребенка классным руководителем, референтными лицами с предупреждением о сохранении конфиденциальности);

2)  Характеристика семьи, сведения об условиях семейного воспитания, характере внутрисемейных взаимоотношений с близкими и пр.;

3)  Сведения о ситуации в классе и школе, определение социального статуса подростка, характера взаимоотношений с обучающимися и педагогами, определение круга референтных лиц, увлечений, ценностей; о состоянии отдельных учащихся, информации о степени включенности детей в ситуацию (говорили, знали, обсуждали, читали, слышали), о степени близости отношений, и пр.;

4)  Сведения о дополнительных факторах: внешкольной деятельности, предшествующих событиях, вовлеченности в группировки, употребление ПАВ, наличие эмоционально значимых отношений вне семьи, школы, посещение определенных сайтов, переписка в социальных сетях.

 

6.  Разработка плана работы со случаем.

Разработка совместного поэтапного плана помощи по конкретному случаю на заседании антикризисной группы. Преимущества – разделение ответственности между специалистами, вовлечение родителей в работу поддерживающей команды, исключение отпускание ситуации на самотек и пр.

 

7.  Реализация плана работы со случаем.

                   Оказание подростку психологической поддержки в острый кризисный период (принятие острой кризисной реакции, обеспечение условий для эмоциональной разрядки);

                   Консультирование подростка психологом, социальным педагогом (периодичность встреч 1-3 в неделю);

                   Работа с семьей (в рамках консультирования, возможны при необходимости совместных встреч родители-подросток);

                   Работа с педагогами (консультирование, разработка плана совместных действий);

                   Работа с группой детей (при необходимости, если они вовлечены в ситуацию либо она эмоционально значима для них);

                   Включение в обычную для подростка школьную жизнь;

                   Организация досуга по интересам подростка;

                   Включение подростка в групповую /тренинговую работу с целью укрепления личностных ресурсов (если острый кризисный период миновал); Поддерживающее сопровождение (на протяжении 1 года).

 

8. Завершение работы со случаем. Обсуждение на заседании. Подведение итогов.

 

Результат работы с кризисным случаем считается достигнутым если подросток:

1)     Чувствует сожаление, раскаяние в случившемся, если он совершил правонарушение;

2)     Имеет искреннее намерение изменить ту часть ситуации, которая зависит от него;

3)     Воспринимает себя, как достойного человека, совершившего неблаговидный поступок или, находящегося в трудной жизненной ситуации;

4)     Имеет представление о помогающих службах и специалистах; 5) Имеет план, что и в какой последовательности делать;

6) Верит в себя и свои возможности.

        

Алгоритм действий ОУ при совершении несовершеннолетним завершенного суицида

1.     Вызвать скорую помощь (если это произошло на территории школы).

2.     Оповестить родителей.

3.     Не давать распространяться слухам, но и не замалчивать о факте случившегося.

4.     Побеседовать с несовершеннолетними, которые знают, что произошло или были свидетелями, близкими друзьями (отреагирование чувств).

5.     Провести общие профилактические мероприятия в классе и параллели.

6.     Провести просветительские мероприятия для родителей на тему профилактики суицидального поведения.

7.     Оказать психологическую поддержку педагогам.

8.     Провести просветительские мероприятия для педагогов на тему «маркеры выявления и профилактика суицидального поведения».