Психологическая готовность ребенка к школе
Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому
научиться (Венгер Л.А).
Психологическая
готовность к школе– это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для
начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе
сверстников. Психологическая готовность к школе
возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно : в играх ; в
труде ; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственно
образовательной деятельности Составляющие психологической готовности Мотивационная готовность. Желание идти в
школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами). Эмоционально – волевая готовность. Умеет
контролировать эмоции и поведение. Интеллектуальная готовность. Имеет
широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности. Личностно – социальная готовность. Готов
к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками Интеллектуальная
готовность Умение думать, анализировать, делать
выводы. Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что - то на
доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе. Способность к концентрации внимания, умение
строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика. А вот умение
писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки,
которым можно научить. Как развивать: Не подавляйте исследовательский интерес ребёнка,
тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном
опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему »,
выстраивать причинно - следственные связи – одним словом, активно
интересоваться окружающим миром. Личностно -
социальная готовность Умеет ли ребенок общаться с детьми.
Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята.
Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы
других детей или коллективные интересы. Чувствует ли разницу в общении с
детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. У малыша к моменту
поступления в школу должен быть достаточный опыт общения с незнакомыми
людьми. Как развить: Необходимо дать ему возможность самому
установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в
магазине и пр. Мотивационная готовность Познавательный интерес, желание
узнавать что то новое. Как развить: Формируйте положительное
отношение: к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе. Рассказывайте ребенку о своих школьных
годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком
книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по
будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают
фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также
самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях. Эмоционально
– волевая готовность Способность делать не только то, что
хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.
Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться,
управление эмоциями. Сформировать эти качества можно только
через игру!!! Игры учат спокойно
дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать,
выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся
обстоятельства и т. д. Важно приучать ребенка к режиму
дня и смене деятельности. Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять,
помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к
волевому усилию, но не сразу. Помогите ему! Все то, что вы говорите в семье о школе,
о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное
отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы
сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание. Читайте
художественную литературу, смотрите фильмы о школе, телепередачи о
школьной жизни, играйте в школу. И важно то, что ребенок должен уметь
правильно оценивать себя и свое поведение. Если ребенок привык к постоянной
похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз
обучения будет неутешительным. Попав в коллектив класса, такой ребенок
столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а
значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в
целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а не с особым
вниманием и любовью, воспримется им как недоброжелательность,
несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. Завышенная
самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. Поэтому
постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый
шаг, а за готовый результат. Поощряйте усидчивость, когда ребенок ее
проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Для этого необходимо,
чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от
взрослого. Саморегуляция – основа
готовности к школе ! Психологически
не готовый к школе ребенок проявляет мало инициативы. Не может
включиться в общий режим работы класса. Не может сосредоточиться на уроке,
часто отвлекается. Испытывает затруднения в общении со взрослыми и
сверстниками по поводу учебных задач. |
Подсказка для родителей.
6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы,
которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение
к школе.
ü
Назови свою фамилию, имя, отчество.
ü
Назови фамилию,
имя, отчество мамы, папы.
ü
Сколько тебе лет? Когда ты родился?
ü
Как называется город, в котором ты живешь?
ü
Где ты живешь? Назови свой домашний
адрес.
ü
Кем работают
твои родители?
ü
У тебя есть сестра,
брат?
ü
Как зовут твоих друзей?
ü
В какие игры вы с друзьями
играете зимой, летом?
ü
Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
ü
Назови дни недели, времена
года.
ü
Какое сейчас
время года?
ü
Чем отличается зима от лета?
ü
В какое время года на деревьях
появляются листья?
ü
Как называется планета, на которой
мы живем?
ü
Каких
домашних животных ты знаешь?
ü
Как называются детеныши собаки (кошки, коровы,
лошади и т.п.)?
ü
Чем отличается город от деревни?
ü
Чем отличаются дикие животные от домашних?
ü
Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
ü
Ты хочешь
учиться в школе?
ü
Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
ü
Зачем надо учиться?
ü
Какие
профессии ты знаешь?
ü
Что делает
врач (учитель, продавец,
почтальон и т.п.)?
Получается, что психологическая готовность
к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно
при необходимости что - то скорректировать и помочь будущему первокласснику
спокойно и радостно войти в новый мир. олучается, что психологическая готовность
к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно
при необходимости что - то скорректировать и помочь будущему первокласснику
спокойно и радостно войти в новый мир.