Как организовать кризисную помощь в ОУ? Задачи экстренной психологической помощи.

Как организовать кризисную помощь в ОУ? Задачи экстренной психологической помощи.

Как организовать кризисную помощь в образовательной организации?

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
- реагирование и психологическая поддержка обучающихся и их родителей
(законных представителей), снижение острого чувства страха, подавленности;
- восстановление представлений о защищенности «Я», безопасности мира;
- налаживание коммуникаций в межличностной сфере;
- оценка степени риска и профилактика развития суицидальных тенденций.
- снятие фиксации (зависания) в переживаниях кризисной ситуации;
- психологическая коррекция психопатологических проявлений кризисной
ситуации (симптомы-мишени);
- восстановление пространственной и временной последовательности развития
кризисной ситуации. В первую неделю после воздействия психотравмирующего
события. В первый месяц после воздействия психотравмирующего события

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ КРИЗИСНОЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Задачи педагога-психолога в рамках данной работы:
1. Выявление обучающихся с выраженным кризисным состоянием и определяет группу риска
2. Информирование о наличии выраженного кризисного состояния у обучающихся
3. Осуществление кризисной поддержки обучающегося
4. Составление психолого-педагогической программы работы с обучающимися
5. Реализация программ сопровождения
6. Мониторинг результатов сопровождения
• Консультирование членов семьи осуществляется как в индивидуальном, так и в групповом формате. Работа строится по схеме:
диагностика – информирование –коррекция – диагностика.
• Проводится в форме работы с группой, групповой дискуссии. Тема обсуждения -профилактика кризисных состояний. В формате дискуссии освещаются факторы риска, способы профилактики и своевременного выявления кризисного состояния. Педагог-психолог модерирует групповую встречу.
• В данном случае работу удобнее всего строить по параллелям, в форме групповой дискуссии, круглого стола или мозгового штурма.
Задача педагога-психолога – помочь осознать родителям (законным представителям) свою роль в формировании у обучающихся
психологического благополучия и снижении риска возникновения кризисных состояний.
• На данном уровне педагог-психолог проводит информационно-просветительскую работу с родителями (законными представителями), рассказывает об основных маркерах кризисных состояний, которые могут проявляться у обучающегося. Также рекомендуется дать родителям (законным представителям) информацию о службах, в которые они могут обратиться для получения психологической, медицинской или социальной помощи.
• Формами работы могут быть общешкольные родительские собрания, где родители (законные представители) смогут не только получить необходимую информацию, но и задать интересующие вопросы, а также использовать школьные СМИ, информационные письма, которые будут разосланы родителям (законным представителям).
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СТРОИТСЯ НА НЕСКОЛЬКИХ УРОВНЯХ. ЭТАПЫ ОКАЗАНИЯ КРИЗИСНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Очень важно создать такую атмосферу, в которой обучающийся будет чувствовать себя свободно и получит возможность открыто рассказать о своих чувствах. Психологу важно внимательно его выслушать, проявляя интерес, уважение и внимание.
При разговоре лучше всего использовать закрытые вопросы, которые смогут побудить обучающегося рассказать более подробно о ситуации и своих эмоциях, например, можно использовать такие фразы, как
- «Я подожду, пока ты соберешься с мыслями…»
- «Я буду готов тебя выслушать тогда, когда захочешь…»
- «Ты хотел бы все обдумать, прежде чем начать разговор?»
- «Я могу как-нибудь помочь тебе в начале беседы?»
- «Я могу обсудить с Вами…»
- «Я помогу тебе разобрать ситуацию…»
- «Мы вместе проанализируем…»
- «Я могу помочь Вам посмотреть на вещи с другой стороны…»
- «Я буду рассуждать вместе с тобой…»

ЭТАП 1. Установление психологического контакта с обучающимся, предоставление возможности обратившемуся рассказать о тех событиях, которые привели к кризисному состоянию
- Иногда и правда бывают такие ситуации, когда тяжело на душе и хочется с кем-нибудь поговорить… но не находится нужных слов…
- Хорошо, я тебе дам минутку подумать и решиться на разговор…
- Так бывает, что сказать не получается… но важно, что ты рядом, это уже первый шаг к диалогу ….
- Мы можем вместе какое-то время помолчать, если тебе сейчас пока тяжело говорить…
- Иногда хочется просто помолчать с кем-то вместе, поразмыслить над чем-то сложным для тебя…
- Может быть, у тебя так много чувств сейчас, что они мешают говорить…? Подумай о них, может, ты сумеешь их как-то выразить?
- Я готова тебя выслушать и вместе с вами найти пути выхода из сложившейся ситуации….
- Возможно, тебе сейчас тяжело, что-то давит, какие-то трудности…
- Иногда бывает очень одиноко и тяжело… и в такие моменты очень хочется, чтобы кто-то был рядом, с кем можно поговорить, рассказать о чувствах, переживаниях. Ты можешь поговорить со мной….
ФРАЗЫ, КОГДА СЛОЖНО НАЧАТЬ ГОВОРИТЬ
Во время выслушивания обратившегося не рекомендуется проявлять слишком сильные эмоции, так как это может его напугать. Также важно не делать выводов за обучающегося, а дать ему возможность прийти к собственным умозаключениям и принять решение о чем-либо самостоятельно.
Иногда дети и подростки не могут определить те эмоции, которые они испытывают, и задача педагога-психолога состоит в том, чтобы научить этому. Зачастую эмоции могут
проявляться в виде телесных ощущений, дискомфорта, поэтому необходимо помочь выразить словами то, что обучающийся чувствует. Также важно объяснить ребенку, что
эмоции могут быть не только положительными или отрицательными, но и смешанными.
Будет полезно объяснить обучающемуся, что эмоции не стоит подавлять или их стыдиться, но понимать, принимать и регулировать их на уровне поведения необходимо учиться. Психологу важно не только поддержать ребенка в том, что тот чувствует, и вербализовать эту эмоцию, но и объяснить поведенческие особенности ее проявления. Например, обратившийся может испытывать негативное отношение к сиблингу, и это вполне нормально, но недопустимо выражать в его отношении физическую агрессию.

ЭТАП 2. Проявление эмпатии, помощь в осознании и понимании обратившимся своих эмоций и чувств.

ЭТАП 3. Разграничение эмоциональной и поведенческой сфер
Иногда может сложиться такая ситуация, что никто из значимых взрослых не оказывает обратившийся поддержку, не уделяет внимание сильным сторонам его личности. В таком случае психолог может это сделать, рассказав ребенку о том, кем он может стать в будущем, опираясь на свои сильные стороны; поддержать его в выборе, который может привести к успеху в дальнейшем.
Чтобы успешно разрешать критические ситуации, необходимо опираться на логику и рациональность, а не руководствоваться исключительно эмоциями.
Психологу следует помочь ребенку определить ту цель и результат, который он хочет достичь, и совместно выстроить план по их достижению.
Целесообразно обсудить, какие стратегии будут использоваться, выбрать наиболее оптимальные из них. Важно делать это в атмосфере доверия и безоценочности, объяснить обучающемуся, что любые его предположения важны и их свободно
можно высказывать и рассматривать.

ЭТАП 4. Психологическая поддержка.

Иногда может сложиться такая ситуация, что никто из значимых взрослых не оказывает обратившийся поддержку, не уделяет внимание сильным сторонам его личности. В таком случае психолог может это сделать, рассказав ребенку о том, кем он может стать в будущем, опираясь на свои сильные стороны; поддержать его в выборе, который может привести к успеху в дальнейшей работе.

 ЭТАП 5. Формирование системы целеполагания в кризисном эмоциональном состоянии. Деятельность педагога-психолога при работе с родителями и детьми, находящимися в кризисном состоянии. Чтобы успешно разрешать критические ситуации, необходимо опираться на логику и рациональность, а не руководствоваться исключительно эмоциями. Психологу следует помочь ребенку определить ту цель и результат, который он хочет достичь, и совместно выстроить план по их достижению.

Целесообразно обсудить, какие стратегии будут использоваться, выбрать наиболее оптимальные из них. Важно делать это в атмосфере доверия и безоценочности, объяснить обучающемуся, что любые его предположения важны и их свободно можно высказывать и рассматривать.