Как организовать
кризисную помощь в
образовательной
организации?
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
-
реагирование и психологическая поддержка обучающихся и
их родителей
(законных
представителей), снижение острого чувства страха, подавленности;
-
восстановление представлений о защищенности
«Я», безопасности мира;
-
налаживание коммуникаций в межличностной сфере;
-
оценка степени риска и профилактика развития суицидальных
тенденций.
-
снятие фиксации (зависания) в переживаниях кризисной ситуации;
-
психологическая коррекция психопатологических
проявлений кризисной
ситуации
(симптомы-мишени);
-
восстановление пространственной и временной
последовательности развития
кризисной ситуации.
В первую неделю
после воздействия
психотравмирующего
события. В первый месяц
после воздействия
психотравмирующего события
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ КРИЗИСНОЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ
• Задачи
педагога-психолога в рамках данной работы:
1. Выявление
обучающихся с выраженным кризисным состоянием и определяет группу риска
2. Информирование о
наличии выраженного кризисного состояния у обучающихся
3. Осуществление
кризисной поддержки обучающегося
4. Составление
психолого-педагогической программы работы с обучающимися
5. Реализация программ
сопровождения
6. Мониторинг
результатов сопровождения
• Консультирование
членов семьи осуществляется как в индивидуальном, так и в групповом формате.
Работа строится по схеме:
диагностика – информирование
–коррекция – диагностика.
•
Проводится в форме работы с группой, групповой дискуссии. Тема обсуждения -профилактика
кризисных состояний. В формате дискуссии освещаются
факторы риска, способы профилактики и своевременного выявления кризисного
состояния. Педагог-психолог модерирует групповую встречу.
• В
данном случае работу удобнее всего строить по параллелям, в форме групповой
дискуссии, круглого стола или мозгового штурма.
Задача
педагога-психолога – помочь осознать родителям (законным представителям) свою роль в
формировании у обучающихся
психологического благополучия
и снижении риска возникновения кризисных состояний.
• На
данном уровне педагог-психолог проводит информационно-просветительскую работу с
родителями (законными представителями),
рассказывает об
основных маркерах кризисных состояний, которые могут проявляться у
обучающегося. Также рекомендуется дать родителям (законным представителям) информацию о службах, в
которые они могут обратиться для получения психологической, медицинской или
социальной помощи.
• Формами работы могут
быть общешкольные родительские собрания, где родители (законные представители)
смогут не только получить необходимую информацию, но и задать интересующие вопросы, а также
использовать школьные СМИ, информационные письма, которые будут разосланы
родителям (законным представителям).
РАБОТА
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СТРОИТСЯ НА НЕСКОЛЬКИХ УРОВНЯХ.
ЭТАПЫ ОКАЗАНИЯ
КРИЗИСНОЙ ПОДДЕРЖКИ
• Очень важно создать такую
атмосферу, в которой обучающийся будет чувствовать себя свободно и получит
возможность открыто рассказать о своих чувствах. Психологу важно
внимательно его выслушать, проявляя интерес, уважение и внимание.
• При разговоре лучше всего
использовать закрытые вопросы, которые смогут побудить обучающегося рассказать
более подробно о ситуации и
своих эмоциях, например, можно использовать такие фразы, как
-
«Я подожду, пока ты соберешься с мыслями…»
-
«Я буду готов тебя выслушать тогда, когда захочешь…»
-
«Ты хотел бы все обдумать, прежде чем начать
разговор?»
-
«Я могу как-нибудь помочь тебе в начале беседы?»
-
«Я могу обсудить с Вами…»
-
«Я помогу тебе разобрать ситуацию…»
-
«Мы вместе проанализируем…»
-
«Я могу помочь Вам посмотреть на вещи с другой
стороны…»
-
«Я буду рассуждать вместе с тобой…»
ЭТАП 1. Установление
психологического контакта с обучающимся, предоставление возможности обратившемуся
рассказать о тех событиях, которые привели к кризисному состоянию
- Иногда и правда бывают такие
ситуации, когда тяжело на душе и хочется с кем-нибудь поговорить… но не находится
нужных слов…
- Хорошо, я тебе дам минутку
подумать и решиться на разговор…
- Так бывает, что сказать не
получается… но важно, что ты рядом, это уже первый шаг к диалогу ….
- Мы можем вместе какое-то время
помолчать, если тебе сейчас пока тяжело говорить…
- Иногда хочется просто помолчать с
кем-то вместе, поразмыслить над чем-то сложным для тебя…
- Может быть, у тебя так много
чувств сейчас, что они мешают говорить…? Подумай о них, может, ты
сумеешь их как-то выразить?
- Я готова тебя выслушать и вместе
с вами найти пути выхода из сложившейся ситуации….
- Возможно, тебе сейчас тяжело,
что-то давит, какие-то трудности…
- Иногда бывает очень одиноко и
тяжело… и в такие моменты очень хочется, чтобы кто-то был рядом, с
кем можно поговорить, рассказать о
чувствах, переживаниях. Ты можешь поговорить со мной….
ФРАЗЫ,
КОГДА СЛОЖНО НАЧАТЬ ГОВОРИТЬ
• Во время выслушивания
обратившегося не рекомендуется проявлять слишком
сильные эмоции, так как это может его напугать. Также важно не делать выводов за обучающегося, а
дать ему возможность
прийти к собственным умозаключениям и принять решение о чем-либо самостоятельно.
• Иногда дети и подростки
не могут определить те эмоции, которые они испытывают, и задача педагога-психолога состоит в том, чтобы
научить этому. Зачастую эмоции могут
проявляться в виде
телесных ощущений, дискомфорта, поэтому необходимо помочь выразить словами то, что обучающийся чувствует.
Также важно объяснить ребенку, что
эмоции могут быть не
только положительными или отрицательными, но и смешанными.
• Будет полезно объяснить
обучающемуся, что эмоции не стоит подавлять или их стыдиться, но понимать, принимать и
регулировать их на
уровне поведения необходимо учиться. Психологу важно не только поддержать ребенка в том, что тот чувствует, и
вербализовать эту эмоцию, но и объяснить поведенческие особенности ее проявления. Например, обратившийся может
испытывать негативное отношение к сиблингу, и это вполне нормально, но недопустимо выражать
в его отношении
физическую агрессию.
ЭТАП 2. Проявление
эмпатии, помощь в осознании
и понимании обратившимся своих эмоций и чувств.
ЭТАП 3. Разграничение
эмоциональной и поведенческой
сфер
• Иногда может сложиться
такая ситуация, что никто из значимых взрослых не
оказывает обратившийся поддержку, не уделяет внимание сильным сторонам его личности. В таком
случае психолог может это сделать, рассказав ребенку о том, кем он может стать
в будущем, опираясь на
свои сильные стороны; поддержать его в выборе, который может привести к успеху в дальнейшем.
• Чтобы успешно разрешать
критические ситуации, необходимо опираться на логику и рациональность, а не руководствоваться
исключительно эмоциями.
Психологу следует
помочь ребенку определить ту цель и результат, который он хочет достичь, и совместно выстроить
план по их достижению.
• Целесообразно обсудить,
какие стратегии будут использоваться, выбрать наиболее оптимальные из них. Важно делать это в
атмосфере доверия и безоценочности, объяснить обучающемуся, что любые его предположения
важны и их свободно
можно высказывать и
рассматривать.
ЭТАП 4. Психологическая
поддержка.
Иногда может сложиться такая ситуация, что никто из значимых взрослых
не оказывает обратившийся поддержку, не уделяет внимание сильным сторонам
его личности. В
таком случае психолог может это сделать, рассказав ребенку о том, кем он может стать
в будущем,
опираясь на свои сильные стороны; поддержать его в выборе, который может привести к
успеху в дальнейшей
работе.
ЭТАП 5. Формирование системы целеполагания в кризисном эмоциональном
состоянии. Деятельность педагога-психолога при работе с родителями и детьми, находящимися в кризисном состоянии. Чтобы успешно
разрешать критические ситуации, необходимо опираться на логику и рациональность, а
не
руководствоваться исключительно эмоциями. Психологу следует
помочь ребенку определить ту цель и результат, который он хочет достичь, и совместно выстроить
план по их достижению.
Целесообразно
обсудить, какие стратегии будут использоваться, выбрать наиболее оптимальные из
них. Важно делать
это в атмосфере доверия и безоценочности, объяснить обучающемуся, что любые его
предположения важны и их свободно можно высказывать и рассматривать.