Как организовать экстренную допсихологическую помощь сразу после травматического события?

Как организовать экстренную допсихологическую помощь сразу после травматического события?

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ.

Снижение степени интенсивности переживания. Поиск продуктивных способов выражения эмоций. Принятие обратившегося и его состояния
Формирование жизнестойкости и повышения ценности жизни

Какие техники допсихологической помощи можно применять с обучающимися?

КАК
проявляется

ЧТО
делать

ЧТО
НЕ делать

ЗАЧЕМ
мы это делаем

Внутреннее напряжение,
проявляющееся вербально
(невербальные проявления
уточняем вопросами)
Тревога, как правило, не
имеет объекта, она связана с
возможной ситуацией

Вербализировать чувства,
задавать уточняющие вопросы,
чтобы понять причины тревоги
Если тревога связана с ситуацией,
то предложить обратившемуся
продуктивные действия,
связанные с происходящим
Тревогу в текущий момент
снимаем техниками работы с
тревогой

Не убеждать, то тревожиться
незачем, особенно если это не так
Не оставлять одного. В ситуациях
повышенной тревожности
ребенку лучше не быть одному
(особенно при звонках в ночное
время). Быть с ним до снижения
симптомов тревожности

Помогаем справиться с
тревогой, чтобы она не
длилась долго, вытягивая из
обратившегося силы, лишая
возможности отдыха,
парализуя его деятельность

ТРЕВОГА – отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение
неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые
предчувствия.

Что делать: Тревога прямо сейчас. Рекомендации Как предложить помощь?
«Я вижу, что у тебя сейчас (проявления)… Я вижу, что ты сильно переживаешь (какое-то событие)… Я готова предложить тебе небольшое упражнение, чтобы тебе стало легче. Готов попробовать его сейчас вместе со мной?» «Я вижу, в какой сложной ситуации ты сейчас находишься, вижу твои переживания. Вероятно, это может мешать тебе, негативно влиять на твою жизнь. Мы можем проговорить сейчас с тобой некоторые рекомендации, которые помогут, когда ты тревожишься особенно сильно»
Дыхание
ü На мобилизацию
ü На расслабление
Тело
ü Заземление
ü 5-4-3-2-1
5 — Найдите пять вещей, на которых сможете остановить взгляд
4 — Почувствуйте четыре сенсорных ощущения
3 — Прислушайтесь к трем различным звукам
2 — Сконцентрируйте внимание на двух запахах
1 — Найдите одну вещь со вкусом
«5-4-3-2-1»
ТЕХНИКА
Можно напрягать группы мышц по отдельности – кисти рук, предплечья и плечи, перейти на мышцы шеи и спины, затем – задействовать голени и бедра. Исходное положение может быть любым – и стоя, и сидя, и лежа с закрытыми глазами. Главное – помнить о дыхании.
ТЕХНИКА
Когда нас накрывает стресс, мы можем не чувствовать сильнейшего напряжения, которое сковывает все тело, не дает нормально дышать. Чтобы эти «оковы» ослабить, сначала придется их затянуть потуже – крепко сжать кулаки, стиснуть зубы и изо всех сил напрячь все мышцы секунд на 10. А затем расслабить тело, ощутив приятное тепло и покой.

КАК
проявляется

ЧТО
делать

ЧТО
НЕ делать

ЗАЧЕМ
мы это делаем

Активная энергозатратная
реакция
Гнев, злость, выражающиеся
в словах или действиях
Действия направлены на
консультанта, на
окружающих, на себя

Говорить спокойно
Постепенно снижать темп и
громкость речи
Принятие чувств обратившегося
«Я понимаю, что тебе хочется все
разнести»
Задавать уточняющие вопросы
«Как ты думаешь, что лучше
сделать, это или это?»
Дать возможность отреагировать
эмоции (дыхание, физическая
активность и пр.)

Не считать, что агрессия
обратившегося проявляется у него
постоянно и является его чертой
Не спорить, не переубеждать
обратившегося (даже если он не
прав)
Не обесценивать и не подавлять
реакции фразами: «успокойся»,
«возьми себя в руки», «так
нельзя»

Принимаем право обратившегося
на такую эмоциональную
реакцию.
Если обращается родитель, то
проговариваем, что агрессия
только косвенно направлена на
них, она направлена на
обстоятельства, в которых сейчас
отказался ребенок
Ребенку помогаем выразить
эмоциональную боль
(вербализация, отражение)

ГНЕВ, АГРЕССИЯ – отрицательно окрашенная реакция, выражающаяся в недовольстве каким-либо явлением или
негодованием, возникающим у человека в результате действий объекта его гнева с последующим стремлением
устранить этот объект.

Точно так же и из запальчивой критики вы, если постараетесь, можете извлечь какую-то новую информацию о себе или о собеседнике.
А дальше нужно совершить самый трудный, но увлекательный поступок: похвалить своего оппонента! За что? Это вы можете придумать сами, например: за то, что он помогал вам тренировать выдержку и терпение; за то, что он помог вам посмотреть на себя со стороны; за радость победы над собой и над ситуацией (если вы все-таки не поддались на провокацию и не
дали волю гневу и раздражению).
ТЕХНИКА
Если кто-то критикует вас или говорит вам неприятные вещи, то прежде чем выпускать из надпочечников порцию разрушительного адреналина, сделайте эмоциональную паузу (для этого можно выдохнуть и на время задержать дыхание), после чего спросите себя: «Какую пользу я могу извлечь из
данных слов?»
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПРИ НЕРВНОЙ ДРОЖИ
1. Уточните у ребенка: ощущает ли он дрожь в теле или в какой-то части тела.
2. Объясните, что это нормальная реакция на стресс.
3. Рекомендуйте усилить дрожь, используйте технику «Тряска»
4. Мотивируйте отдохнуть, полежать, поспать.
НЕРВНАЯ ДРОЖЬ – может быть при агрессии, плаче, страхе, истерике

КАК
проявляется

ЧТО
делать

ЧТО
НЕ делать

ЗАЧЕМ
мы это делаем

Обратившийся за
психологической
помощью плачет,
подавлен, нет
активности в
поведении
Слезы приносят
облегчение

Постарайтесь выразить человеку свою
поддержку и сочувствие. Не обязательно
делать это словами, можно просто сесть рядом,
дать почувствовать, что вы ему сочувствуете и
сопереживаете. Можно просто держать
человека за руку
Если общение на проработку эмоций – дать
выплакаться; если на проработку запроса –
переключаем (дыхание, вода, отвлечение)
Выражать поддержку обратившемуся (я
сообщения)
Активное слушание, поощрение
высказываниям, использование
паравербальных компонентов

Если работаем над чувствами,
не пытаться останавливать
слезы
Не убеждать не плакать
Не считать слезы проявлением
слабости. Принятие
обратившегося и его чувств

Помогаем осуществить
эмоциональную разрядку
через слезы

ПЛАЧ, СЛЕЗЫ –3 <…> эмоциональная реакция, позволяющая выразить переполняющие эмоции.
Плач - это самая адаптивная реакция человека на стрессовую ситуацию

КАК
проявляется

ЧТО
делать

ЧТО
НЕ делать

ЗАЧЕМ
мы это делаем

Ребенок бурно выражает
свои эмоции, выплескивая их
на окружающих:
- кричит, одновременно
плачет.
Истерика всегда происходит
в присутствии зрителей

Рекомендовать ребенку
(родителям) уйти от зрителей
Применять приемы активного
слушания, перефразирование
Обращаться по имени
Говорить мало, спокойно,
короткими простыми фразами
Если не подпитывать истерику, то
через 10-15 минут наступает упадок
сил
Дать ребенку отдохнуть

Если обратившимся является
родитель, то не совершать
неожиданных действий
(встряхивания, обливания,
пощечины)
Не спорить, не вступать в активный
диалог, пока не пройдет реакция
Не считать, что ребенок намеренно
привлекает к себе внимание
Не обесценивать и не подавлять
реакции фразами: «успокойся»,
«возьми себя в руки», «так нельзя»

Помогаем разрядить,
выплеснуть негативные
эмоции
Истерика заряжает
окружающих

ИСТЕРИКА –4 <…> способ реагирования психики на травмирующие события

КАК
проявляется

ЧТО
делать

ЧТО
НЕ делать

ЗАЧЕМ
мы это делаем

Поверхностное дыхание,
снижение самоконтроля
поведения
Опасен страх оцепеняющий,
блокирующий мысли или
действия ребенка
Проявляется, как правило, в
вечерних, ночных звонках

Отвлекать на спокойные задачи
(чтение книг, музыка и пр.)
Снимать ситуативную
тревожность, приводящую к страху
методами переключения
внимания
Дышать глубоко и ровно,
возможно применение
дыхательных техник
Проявить заинтересованность,
понимание. Активное слушание

Не оставлять одного при
ощущении небезопасности
Не пытаться убедить, что страх
неоправданный
Не обесценивать страх « не думай
об этом», «это глупости», «так не
бывает» и пр.

Помогаем справиться со
страхом: чем быстрее
обратившийся справиться со
страхом, тем меньше
вероятность, что он
закрепится на долгое время

СТРАХ – внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или
предполагаемым бедствием 5
(1. Энергично разотрите ладони 5 сек.
2. Быстро потрите пальцами щеки вверх – вниз 5сек.
3. Постучите расслабленными пальцами по макушке головы («барабанная дробь») 5сек.
4. Кулаком правой руки интенсивно разотрите плечо и предплечье левой руки 8 сек. То же для правой руки.
5. Осторожно надавите 4 раза на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцами правой руки.
6. Нащупайте большим пальцем впадину в основании черепа, нажмите, сосчитайте до трех, отпустите. Повторите 3 раза.
7. Плотно захватите большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдавить его, отпустить. Повторите по 3 раза для каждой ноги.
ТЕХНИКА

КАК
проявляется

ЧТО
делать

ЧТО
НЕ делать

ЗАЧЕМ
мы это делаем

Реакция сниженной
эмоциональной,
интеллектуальной,
поведенческой активности.
Речь вялая с паузами.
Безразличие к окружающему.
Апатия может длиться от
нескольких часов до
нескольких недель (тяжело
проходит без проработки
эмоционального состояния)

Задавать односложные вопросы: «Как
ты себя чувствуешь?», «Хочешь пить?»
Найти комфортное место для
продолжения разговора с ребенком
Поддерживать возможность испытывать
негативные эмоции
Для стабилизации состояния в текущий
момент консультации предложить
самомассаж пальцев, мочек ушей

Не говорить резко, не
выдергивать обратившегося из
этого состояния
Не обесценивать реакции
обратившегося: «так нельзя», «ты
должен», «соберись»

Помогаем в комфортном
режиме осознать
произошедшее и вернуться в
продуктивное состояние
Предотвращаем возможное
появление аутодеструктивных
тенденций

АПАТИЯ – отсутствие стремления к какой-либо деятельности, отсутствии отрицательного и положительного отношения к действительности, отсутствии внешних эмоциональных проявлений.
КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ
Горячая кризисная линия по оказанию психологической помощи
несовершеннолетним и их родителям (законным представителям)
Министерства просвещения РФ      8-800-600-31-14
Общероссийский детский телефон доверия для детей,

родителей и педагогов                     8-800-2000-122
childhelpline.ru
Сайт «Детский телефон доверия» ФКЦ МГППУ для детей, подростков, родителей (законных представителей)и педагогических работников.