ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ.
Снижение степени интенсивности
переживания. Поиск продуктивных способов
выражения эмоций. Принятие обратившегося и его состояния
Формирование
жизнестойкости и повышения ценности жизни
Какие
техники допсихологической помощи можно
применять с обучающимися?
КАК |
ЧТО |
ЧТО |
ЗАЧЕМ |
Внутреннее напряжение, |
• Вербализировать чувства, |
• Не убеждать, то тревожиться |
Помогаем справиться с |
ТРЕВОГА –
отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение
неопределённости,
ожидание отрицательных событий, трудноопределимые
предчувствия.
Что
делать: Тревога прямо сейчас. Рекомендации Как предложить помощь?
«Я вижу, что у
тебя сейчас (проявления)… Я вижу, что ты сильно переживаешь (какое-то
событие)… Я готова предложить тебе небольшое упражнение, чтобы тебе стало легче.
Готов попробовать его сейчас вместе со мной?» «Я вижу, в какой
сложной ситуации ты сейчас находишься, вижу твои переживания.
Вероятно, это может мешать тебе, негативно влиять на твою жизнь. Мы можем
проговорить сейчас с тобой некоторые рекомендации, которые помогут, когда ты
тревожишься особенно сильно»
Дыхание
ü На мобилизацию
ü На расслабление
Тело
ü Заземление
ü 5-4-3-2-1
5 —
Найдите пять вещей, на которых сможете остановить взгляд
4 —
Почувствуйте четыре сенсорных ощущения
3 —
Прислушайтесь к трем различным звукам
2 —
Сконцентрируйте внимание на двух запахах
1 —
Найдите одну вещь со вкусом
«5-4-3-2-1»
ТЕХНИКА
Можно
напрягать группы мышц по отдельности – кисти рук, предплечья и плечи, перейти на мышцы шеи и спины, затем – задействовать голени и
бедра. Исходное положение может быть любым – и стоя, и сидя, и лежа с закрытыми
глазами. Главное – помнить о дыхании.
ТЕХНИКА
Когда
нас накрывает стресс, мы можем не чувствовать сильнейшего
напряжения, которое сковывает все тело, не дает нормально
дышать. Чтобы эти «оковы» ослабить, сначала придется их
затянуть потуже – крепко сжать кулаки, стиснуть зубы и изо всех сил напрячь
все мышцы секунд на 10. А затем расслабить тело,
ощутив приятное тепло и покой.
КАК |
ЧТО |
ЧТО |
ЗАЧЕМ |
Активная
энергозатратная |
• Говорить спокойно |
• Не считать, что агрессия |
Принимаем право
обратившегося |
ГНЕВ,
АГРЕССИЯ – отрицательно окрашенная реакция, выражающаяся в недовольстве
каким-либо явлением или
негодованием,
возникающим у человека в результате действий объекта его гнева с последующим
стремлением
устранить
этот объект.
Точно
так же и из запальчивой критики вы, если постараетесь, можете извлечь какую-то
новую информацию о себе или о
собеседнике.
А
дальше нужно совершить самый трудный, но увлекательный поступок: похвалить
своего оппонента! За что? Это вы можете придумать сами, например: за то,
что он помогал вам тренировать выдержку и
терпение; за то, что он помог вам посмотреть на себя со стороны; за
радость
победы над собой и над ситуацией (если вы все-таки не поддались на провокацию и
не
дали волю
гневу и раздражению).
ТЕХНИКА
Если
кто-то критикует вас или говорит вам неприятные вещи, то
прежде чем выпускать из надпочечников порцию разрушительного
адреналина, сделайте эмоциональную паузу (для этого можно выдохнуть и
на время задержать дыхание), после чего спросите себя:
«Какую пользу я могу извлечь из
данных
слов?»
ОБЩИЕ
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПРИ НЕРВНОЙ ДРОЖИ
1. Уточните у ребенка: ощущает ли он дрожь в теле или в какой-то части тела.
2.
Объясните, что это нормальная реакция на стресс.
3.
Рекомендуйте усилить дрожь, используйте технику «Тряска»
4.
Мотивируйте отдохнуть, полежать, поспать.
НЕРВНАЯ
ДРОЖЬ – может быть при агрессии, плаче, страхе, истерике
КАК |
ЧТО |
ЧТО |
ЗАЧЕМ |
Обратившийся за |
• Постарайтесь выразить человеку свою |
• Если работаем над чувствами, |
Помогаем осуществить |
ПЛАЧ, СЛЕЗЫ
–3 <…> эмоциональная реакция,
позволяющая выразить переполняющие эмоции.
Плач - это самая адаптивная реакция человека на стрессовую ситуацию
КАК |
ЧТО |
ЧТО |
ЗАЧЕМ |
Ребенок бурно выражает |
• Рекомендовать ребенку |
• Если обратившимся является |
Помогаем разрядить, |
ИСТЕРИКА –4 <…> способ реагирования психики на травмирующие события
КАК |
ЧТО |
ЧТО |
ЗАЧЕМ |
Поверхностное дыхание, |
• Отвлекать на спокойные задачи |
• Не оставлять одного при |
Помогаем справиться со |
СТРАХ –
внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или
предполагаемым
бедствием 5
(1. Энергично разотрите ладони 5 сек.
2.
Быстро потрите пальцами щеки вверх – вниз 5сек.
3.
Постучите расслабленными пальцами по макушке головы («барабанная дробь») 5сек.
4.
Кулаком правой руки интенсивно разотрите плечо и предплечье левой руки 8 сек.
То же для правой руки.
5.
Осторожно надавите 4 раза на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и
указательным
пальцами правой руки.
6.
Нащупайте большим пальцем впадину в основании черепа, нажмите, сосчитайте до
трех, отпустите. Повторите 3 раза.
7.
Плотно захватите большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие,
сдавить его, отпустить. Повторите по 3 раза для каждой ноги.
ТЕХНИКА
КАК |
ЧТО |
ЧТО |
ЗАЧЕМ |
Реакция сниженной |
• Задавать односложные вопросы: «Как |
• Не говорить резко, не |
Помогаем в комфортном |
АПАТИЯ – отсутствие стремления к какой-либо деятельности,
отсутствии отрицательного и положительного
отношения к действительности, отсутствии внешних эмоциональных проявлений.
КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА
ПОМОЩЬЮ
Горячая
кризисная линия по оказанию психологической помощи
несовершеннолетним и их
родителям (законным представителям)
Министерства
просвещения РФ 8-800-600-31-14
Общероссийский
детский телефон доверия для детей,
родителей и педагогов 8-800-2000-122
childhelpline.ru
Сайт «Детский телефон доверия» ФКЦ МГППУ
для детей, подростков, родителей (законных представителей)и
педагогических работников.