Рекомендации психологам и социальным педагогам по работе с агрессивными подростками

Рекомендации психологам и социальным педагогам по  работе с агрессивными подростками

Рекомендации психологам и социальным педагогам

по  работе с агрессивными подростками

 

Приемы и правила  работы педагога  с агрессивными подростками

1.Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. 2.Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.

3. Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением

(остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

4.   Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.

5.   Обсуждать поведение только после успокоения.

6. Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.

7. Учить нести ответственность за свои поступки.

8.  Пусть за что-нибудь отвечает в школе и дома.

9.Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.

10.  Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.

11.Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.

12.Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать

коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки.

13.Сохранять спокойный эмоциональный тон.

14.  Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем.

15.  Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

16.  Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.

17.  Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т.п.)

18.  Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.

19.  Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

20.  Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что  агрессивность ребенка будет снята.

 

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.  В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

- полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");

- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, подмести пол");

- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

 2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.  Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

 4. Снижение напряжения ситуации. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

- демонстрация власти ( "Будет так, как я скажу");

- крик, негодование;

 - агрессивные позы и жесты, перекрещенные руки, разговор "сквозь зубы";

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы; - втягивание в конфликт посторонних людей; - непреклонное настаивание на своей правоте;

- нотации, проповеди, "чтение морали",

- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

- команды, жесткие требования, давление;

6. Сохранение положительной репутации ребенка. Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно:

 - публично минимизировать вину ребенка("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Взрослым нужно вести себя неагрессивно.

Важное условие воспитания  контроля агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения.