Информирование о ресурсах помощи, направленных на укрепление психологического благополучия.

Информирование о ресурсах помощи, направленных на укрепление психологического благополучия.

Информирование о ресурсах помощи, направленных на укрепление психологического благополучия.

Профилактика должна быть направлена на укрепление психического здоровья за счет работы со всеми субъектами образовательной среды (дети, родители, педагоги) с минимизацией имеющихся поведенческих трудностей или возможного риска возникновения поведенческих проблем в будущем у психологически благополучных субъектов.

Обращение за помощью в ресурсные центры обеспечит формирование установок на ЗОЖ, укрепление психического здоровья, развитие стратегий преодоления трудностей и культуры обращения за помощью ко взрослым.

 

Организация

Ресурс

Всероссийский Детский телефон доверия

8-800-2000- 122

Горячая линия «Ребёнок в опасности» СК РФ

8-800-200-19-10

ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»

http://www.fcprc.ru/

Горячая линия «Дети Онлайн»

8-800- 250-00-15

Консультирование взрослых по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете

http://detionline.com/helpline/about

Федеральная горячая линия по вопросам наркомании и алкозависимости

8-800-700-50-50

«Здоровая Россия». Консультации по вопросам здорового образа жизни, отказа от курения табака, употребления алкоголя и наркотиков

8-800-200-0-200http://www.takzdorovo.ru/

Городской психолого-педагогический центр

https://gppc.ru

Центр экстренной психологической помощи МЧС России

8 (495) 989-50-53

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

https://ovzrf.ru/navigator/

Научно-практический центр профилактики суицидов и опасного поведения несовершеннолетних

8 (495) 963-75-72

Центр экстренной психологической помощи МГППУ

8(499) 795-15-01

БОУ “Центр образования и комплексного сопровождения детей»

ЦИБиПД

РЦППМСП

8(8352)51-31-99

8-937-382-26-70

 

 

Соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Необходимо соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении также незамедлительно информировать:

1.                            Орган прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

2.                            Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3.                            Орган опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

4.                            Орган управления социальной защитой населения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

5.                            Орган внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий, либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили правонарушение или антиобщественные действия;

6.                            Орган управления здравоохранением – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

7.                            Орган по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;

8.                            Орган службы занятости – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве.

Необходимо соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Необходимо соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении также незамедлительно информировать администрацию и социально-психологическую службу. Администрации следует обратиться в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также обратиться в отделы опеки и попечительства.

В случае подозрений о жестоком обращении с несовершеннолетними, необходимо выстроить коммуникацию с родителями и администрацией образовательной организации.

Создание ресурсных условий и психологически безопасной образовательной среды учащихся.

Создание психологически безопасной образовательной среды – это общая задача всех участников учебно-воспитательного процесса: родителей, администрации, учителей и учеников. Прежде всего, именно администрация образовательного учреждения (директор, заместители директора и другие) должны понимать и создать все условия для вовлечения в этот процесс всех субъектов образовательной среды.

Создание психологически безопасной образовательной среды – это общая цель всех субъектов образовательной среды. Ответственность за это несет каждый на своем участке.

1.                            Необходимо создавать ресурсные условия для развития и включения несовершеннолетних в просоциальную деятельность. Например, последовательное введение во внеурочную деятельность разнообразных организационных форм, отвечающих возрастным потребностям учащихся.

2.                            Своевременное создание в процессе внеурочной деятельности системы ситуаций успешности, способствующих творческой самореализации, преодолению негативного состояния неудовлетворенности собой и другими;

3.                            Подготовка подростков к социальной самозащите, обеспечивающей формирование безопасного поведения и уменьшение риска негативного социального влияния.

4.                            При этих условиях активизируется включение подростков в просоциально-успешную деятельность, своевременно удовлетворяются их потребности в самореализации в просоциально-успешной деятельности, и обеспечивается подготовка подростков к социальной самозащите на основе просоциальных норм.

5.                            Необходимо создание надежной психологической защиты для каждого субъекта образовательной организации.

6.                            Технологическая модель психологически безопасной образовательной среды включает в себя:

психологическую защищенность

удовлетворенность потребности в личностно-доверительном общении

референтную значимость образовательной среды

Методически-организационные условия осуществления психотехнологий для создания психологически безопасной образовательной среды

·                               Проведение системы психологических занятий и тренингов со всеми участниками образовательной среды школы: учениками, учителями, родителями.

·                               Разработка программы психологического сопровождения для каждого из субъектов учебно-воспитательного процесса.

·                               Соотнесение программы сопровождения с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников.

·                               Отработка в программах сопровождения психологических умений партнерского, диалогического общения, приемы создания безопасного психологического взаимодействия, сотрудничества и т.д.

·                               В завершении обучения проведение совместных имитационно-ролевых и деловых игр. Результатом, которых должна быть разработка совместного договора о правилах и условиях поддержания психологически безопасной образовательной среды с конкретизацией системы мер по профилактике угроз.

·                               Программа сопровождения осуществляется на протяжении всего учебного года.

 

Основное внимание следует уделить формированию конкретных умений и навыков.

В развивающей работе с учениками необходимо учитывать программы, которые направлены на следующее:

·                               расширение репертуара паттернов поведения в стрессовой ситуации

·                               формирование навыков адаптивного поведения и жизнестойкости

·                               раскрытие потенциала и ресурсов подростков

·                               освоение конструктивных форм разрешения конфликтных ситуаций и стратегий совладания со стрессом

·                               развитие рефлексии, уверенности в себе, навыков конструктивного взаимодействия с окружением, навыков эмоциональной регуляции и дифференциации эмоционального состояния

Основное внимание следует уделить формированию конкретных умений, навыков.

1.                            Ученики должны получить возможность проявить свои способности и раскрыть личностный потенциал.

2.                            Групповая дискуссия используется для формирования у участников умения слушать и принимать позицию другого человека, сопоставлять разные мнения.

3.                            Рефлексия проводится в конце занятия и направлена на осмысление процессов, способов и результатов индивидуальной и групповой работы.

Для развития личностных ресурсов обучающихся могут дополнительно, по согласованию с администрацией, привлекаться сторонние компетентные специалисты для проведения тренингов по развитию эмоционального интеллекта, тренингов обучения конструктивным формам поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях, коммуникативных тренингов, занятий по развитию самопринятия, профориентации, планированию будущего.

Имеется необходимость в развитии критического мышления, профессионального самоопределения, преодолении личностного эгоцентризма, формировании адекватной социальной позиции, выработке системы ценностей.

Необходимо поддерживать контакт с родителями и предлагать им рекомендации.

1.                            Сохранять контакт со своим ребенком. Важно сохранять контакт с ребенком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

2.                            Расспрашивайте подростка о том, что его интересует, уважительно относитесь к тому, что кажется ребенку важным, даже если вам это кажется незначительным;

3.                            Не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному.

4.                            Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию. В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас и его.

5.                            Говорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш подросток хочет, как он планирует этого добиться, помогите ему представить реалистичные шаги к желаемому будущему.

6.                            Говорить на серьезные темы, такие как жизнь, смысл жизни, дружба, любовь, смерть, предательство. Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Поговорите о том, что ценно для вас, для вашего подростка. Не бойтесь делиться своим опытом, размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы где-то на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.

7.                            Передать ребенку понимание ценности жизни самой по себе. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.

8.                            Дать понять ребенку, что опыт поражения, такой же важный опыт, как и достижение успеха. Рассказывайте о своем опыте преодоления трудностей. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. Напротив, привычка к успехам порою делает неизбежные неудачи чрезвычайно болезненными.

9.                            Проявить любовь и заботу, понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Важно лишь найти приемлемые для этого возраста формы их проявления.

10.                        Найти баланс между предоставлением свободы и родительским руководством. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей, передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться, и свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых подростку можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.

11.                        Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт со своим ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы сможете освоить необходимые навыки, которые помогу вернуть отношения доверия с подростком.

12.                        Не стесняйтесь напоминать ребенку о любви к нему, а также значимости для вас того, что с ним происходит. Даже словесная поддержка очень важна для ребенка.

13.                        Проявить инициативу разговора с ребенком, продемонстрировать то, что родитель готов к открытому разговору и уважительному обмену мнениями и переживаниями.

14.                        Принять меры по кратковременному изменению информационной среды несовершеннолетнего, обеспечить совместный с ним досуг.

15.                        Старайтесь радоваться любым достижениям и успехам своего ребенка, и подбадривать в моменты проигрыша, обращайте внимание на его сильные стороны.

16.                        Не стесняйтесь проговаривания своих чувств и учите этому своего ребенка, это поможет лучше понимать друг друга и выходить из конфликтных ситуаций, а также предотвращать подобные в будущем.

17.                        Нередко дети нуждаются в возможности побыть наедине с собой, уединиться. Позвольте ребенку это сделать, но при возможности поинтересуйтесь, все ли в порядке, может быть что-то его волнует, но ребенок не знает, как об этом поговорить.

18.                        Не злоупотребляйте наказаниями и запретами.

19.                        Вовлекайте детей в разные виды деятельности, это позволит им усилить познавательный интерес.

20.                        Если достаточно сложно найти общий язык с ребенком, и все возможные методы и разговоры не имеют своего действия, или вы заметили некоторые признаки девиантного поведения и не уверены, как следует поступить, то вы можете обратиться классному руководителю, школьному психологу или социальному, к психологу центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (центра ППМС помощи), городскую службу психологической помощи, на телефон доверия. Консультация профессионала поможет ребенку и Вам разобраться в себе, в Ваших взаимоотношениях и наладить отношения.