Готовность ребенка к школе

Готовность ребенка к школе

При определении готовности детей к школьному обучению психолог использует все накопленные им знания о каждом ребенке.  Готовность к школе определяется не только общим интеллектуальным развитием, здесь важны и существенны также следующие показатели:

— желание идти в школу, основанное не на внешних атрибутах, а на понимании познавательного значения школьной учебы;
— умение принимать школьную задачу, т.е. выделять в учебных заданиях не их внешнюю (сюжетную или игровую) форму, а то, чему нужно научиться;
— умение действовать по заданному взрослыми правилу, слушать и последовательно выполнять его указания (что непосредственно зависит от уровня развития произвольности поведения).

Важными предпосылками перехода к школьному обучению служат и отношение к взрослому как к учителю, указания которого обязательны, и, хотя бы первоначальные навыки совместной деятельности со сверстниками.

Успешность школьного обучения в большой степени зависит от наличия или отсутствия у ребенка навыков самоконтроля и самооценки, но в большинстве случаев это превышает возможности дошкольника и вполне нормально, если такие навыки начнут складываться уже в школе.

Рассматривая проблему готовности к школьному обучению, необходимо отметить, что показатели готовности не могут быть строго одинаковыми для любых условий. Состав этих показателей зависит от возраста ребенка и, главное, от особенностей организации жизни детей в первых классах той школы, в которую будет поступать ребенок. Психологу необходимо заранее познакомиться с этими особенностями. В оптимальном варианте учитель первого класса и школьный психолог рассматривают первый год школьного обучения как подготовительный и ведут специальную работу по постепенному переводу детей от дошкольных форм жизни к школьным, от игры к учению.

В настоящее время в системе дошкольного воспитания ощущается острая нехватка специалистов-психологов, безусловно, это должны быть опытные педагоги, имеющие высшее дошкольное образование.

Систематически изучая психологическую литературу и всеми доступными способами углубляя и совершенствуя знания по общей и детской психологии, полученные на дошкольном факультете, педагог-психолог в ДОУ может успешно осуществлять «психологизацию» воспитательного процесса: вести психологическое просвещение педагогического персонала и родителей, содействовать созданию благоприятного психологического климата в детском учреждении, организовывать контакты детей разных возрастных групп между собой, укреплять связь и сближение воспитательной практики детского сада и семьи.

 В 5 детских садах Вурнарского района приняты на работу педагоги-психологи, они получили методические рекомендации специалистов Центра по вопросам диагностики детей старшего дошкольного возраста, их готовности к школьному обучению, также была рекомендована литература, необходимая для работы психолога в ДОУ.

Есть замечательный сборник Велиевой С.В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста», где представлены методики диагностики психических состояний, некоторых личностных особенностей детей дошкольного возраста в различных ситуациях жизнедеятельности. Данный сборник поможет практическим психологам, педагогам, родителям в изучении психических состояний, как каждого ребенка, так и группы в целом в дошкольном образовательном учреждении, в процессе общения, в разнообразных видах деятельности, в семье. Представленные в сборнике способы диагностики дошкольников позволяют определить психические состояния с учетом эмоционального, поведенческого и физиологического компонентов с использованием различных методов: опроса, наблюдения, беседы по картинкам, работой с карточками, цветом, пиктограммами, применяемых в различных видах деятельности: игровой, продуктивной и т.д.

Использование в психодиагностике проективных методов исследования личности, основанных на творческом самовыражении испытуемого, требует подготовки исследователя, осторожности и такта в интерпретации данных.

Выводы на основе их применения следует рассматривать как вероятностные, которые могут быть использованы лишь совместно с другими имеющимися данными.

Применение рисуночных проективных методов при исследовании психических состояний дошкольников удобно, так как понятно, что им адекватно полно описать свое состояние не представляется возможным, особенно детям младшего возраста, а также робким, стеснительным, замкнутым.

Для организации и поддержания благоприятного психологического климата как каждого ребенка, так и групп ДОУ, необходимо уметь определять и вовремя корректировать психические состояния воспитанников. Этот сборник облегчит решение поставленной проблемы, в частности в плане подбора диагностических методик.