При определении
готовности детей к школьному обучению психолог использует все накопленные им
знания о каждом ребенке. Готовность к
школе определяется не только общим интеллектуальным развитием, здесь важны и
существенны также следующие показатели:
— желание идти в школу, основанное не на
внешних атрибутах, а на понимании познавательного значения школьной учебы;
— умение принимать школьную задачу, т.е. выделять в учебных заданиях не их
внешнюю (сюжетную или игровую) форму, а то, чему нужно научиться;
— умение действовать по заданному взрослыми правилу, слушать и последовательно
выполнять его указания (что непосредственно зависит от уровня развития
произвольности поведения).
Важными
предпосылками перехода к школьному обучению служат и отношение к взрослому как
к учителю, указания которого обязательны, и, хотя бы первоначальные навыки
совместной деятельности со сверстниками.
Успешность
школьного обучения в большой степени зависит от наличия или отсутствия у
ребенка навыков самоконтроля и самооценки, но в большинстве случаев это
превышает возможности дошкольника и вполне нормально, если такие навыки начнут
складываться уже в школе.
Рассматривая
проблему готовности к школьному обучению, необходимо отметить, что показатели
готовности не могут быть строго одинаковыми для любых условий. Состав этих
показателей зависит от возраста ребенка и, главное, от особенностей организации
жизни детей в первых классах той школы, в которую будет поступать ребенок.
Психологу необходимо заранее познакомиться с этими особенностями. В оптимальном
варианте учитель первого класса и школьный психолог рассматривают первый год
школьного обучения как подготовительный и ведут специальную работу по
постепенному переводу детей от дошкольных форм жизни к школьным, от игры к
учению.
В
настоящее время в системе дошкольного воспитания ощущается острая нехватка
специалистов-психологов, безусловно, это должны быть опытные педагоги, имеющие
высшее дошкольное образование.
Систематически
изучая психологическую литературу и всеми доступными способами углубляя и
совершенствуя знания по общей и детской психологии, полученные на дошкольном
факультете, педагог-психолог в ДОУ может успешно осуществлять «психологизацию»
воспитательного процесса: вести психологическое просвещение педагогического
персонала и родителей, содействовать созданию благоприятного психологического
климата в детском учреждении, организовывать контакты детей разных возрастных
групп между собой, укреплять связь и сближение воспитательной практики детского
сада и семьи.
В 5 детских садах Вурнарского района приняты
на работу педагоги-психологи, они получили методические рекомендации
специалистов Центра по вопросам диагностики детей старшего дошкольного возраста,
их готовности к школьному обучению, также была рекомендована литература,
необходимая для работы психолога в ДОУ.
Есть
замечательный сборник Велиевой С.В. «Диагностика психических состояний детей
дошкольного возраста», где представлены
методики диагностики психических состояний, некоторых личностных особенностей
детей дошкольного возраста в различных ситуациях жизнедеятельности. Данный
сборник поможет практическим психологам, педагогам, родителям в изучении
психических состояний, как каждого ребенка, так и группы в целом в дошкольном
образовательном учреждении, в процессе общения, в разнообразных видах
деятельности, в семье. Представленные в сборнике способы диагностики
дошкольников позволяют определить психические состояния с учетом
эмоционального, поведенческого и физиологического компонентов с использованием
различных методов: опроса, наблюдения, беседы по картинкам, работой с
карточками, цветом, пиктограммами, применяемых в различных видах деятельности:
игровой, продуктивной и т.д.
Использование
в психодиагностике проективных методов исследования личности, основанных на
творческом самовыражении испытуемого, требует подготовки исследователя,
осторожности и такта в интерпретации данных.
Выводы
на основе их применения следует рассматривать как вероятностные, которые могут
быть использованы лишь совместно с другими имеющимися данными.
Применение
рисуночных проективных методов при исследовании психических состояний
дошкольников удобно, так как понятно, что им адекватно полно описать свое
состояние не представляется возможным, особенно детям младшего возраста, а также
робким, стеснительным, замкнутым.
Для
организации и поддержания благоприятного психологического климата как каждого
ребенка, так и групп ДОУ, необходимо уметь определять и вовремя корректировать психические
состояния воспитанников. Этот сборник облегчит решение поставленной проблемы, в
частности в плане подбора диагностических методик.