Методические рекомендации по направлениям профилактической деятельности по итогам социально-психологического тестирования в 2021-2022 учебном году.

Методические рекомендации по направлениям профилактической деятельности по итогам социально-психологического тестирования в 2021-2022 учебном году.
Методические рекомендации по направлениям профилактической деятельности по итогам социально-психологического тестирования в 2021-2022 учебном году.
1.                   Аналитическая деятельность.
2.                   Информационно-просветительская деятельность.
3.                   Коррекционно-развивающая деятельность.
4.                   Оценка эффективности профилактической деятельности.
5.                   Деятельность по формированию среды для саморазвития и самореализации  обучающихся.

Направление № 1.         Аналитическая деятельность.

1.                   Благоприятное сочетание факторов риска и факторов защиты
Рекомендовано проведение базовой профилактической работы, направленной на поддержание и укрепление существующих ресурсов защиты и снижение вероятных факторов риска.
Ориентация профилактической работы на саморазвитие личности обучающихся.
2.                   Актуализация (выраженность) факторов риска при достаточной выраженности факторов защиты
·                     формирование представлений о личных границах, развитие навыков противостояния (выраженность фактора «Подверженность влиянию группы»);
·                     закрепление внутренней устойчивой формирование внутренней защиты от внешнего негативного воздействия (выраженность фактора «Наркопотребление в социальном окружении»);
·                     формирование модели ответственного поведения (выраженность фактора «Склонность к риску»);
·                     развитие эмоционально-волевой сферы (выраженность факторов «Тревожность»);
·                     формирование умения конструктивно преодолевать жизненные трудности (выраженность факторов «Фрустрация»)
3.                    Редукция (снижение) факторов защиты при допустимой выраженности факторов риска.
Пошкальный анализ позволит определить направления профилактической работы в части укрепления факторов защиты:
·             формирование позитивного отношения к семье. Редукция фактора «Принятие родителями» требует дополнительной работы с обучающимися и родителями, с целью укрепления семейных связей, актуализации существующих ресурсов семьи;
·                     развитие коммуникативной компетентности обучающихся (редукция субшкалы «Принятие одноклассниками»);
·                 определение содержания занятий с возможностью проектировать социальные ситуации, направленные на самопроявление. Следует обратить внимание категории обучающихся у которых редукция фактора защиты «Социальная активность» сочетается с актуализированными факторами риска «Потребность в социальном одобрении», «Тревожность»;
·                     формирование навыков самоконтроля поведения (редукция фактора защиты "Самоконтроль поведения");
·                     формирование способности решения жизненных трудностей, формирование жизненной позиции, раскрытие внутренних ресурсов (редукция фактора «Самоэффективность»).
4. Неблагоприятное сочетание факторов риска и факторов защиты
Данная категория должна находится в зоне «особого внимания» специалистов. Провести дополнительный анализ факторов социальной среды взаимодействия обучающихся. Подключить ресурсы наставничества в отношении детей «группы риска», как способа организации их социально-педагогического сопровождения.

Направление № 2      Информационно-просветительская деятельность.

Информационно-просветительская деятельность с обучающимися:
·                     Информирование о возможности получения психологической помощи в трудных жизненных ситуациях
·                     Информирование о последствиях употребления ПАВ (физическим, психическим и социальным)
Информационно-просветительская деятельность с родителями:
·                     Информирование о результатах социально-психологического тестирования и мероприятиях, проводимых в рамках профилактики употребления ПАВ
·                     Информирование о возможности получения психологической помощи в трудных жизненных ситуациях
·                     Развитие профилактической компетентности родителей
·                     Ознакомление с индикаторами употребления ПАВ обучающимися
·                     Ознакомление с индикаторами отклоняющегося поведения обучающихся
Информационно-просветительская деятельность с педагогами:
·                     Информирование о результатах социально-психологического тестирования (по образовательной организации в целом/ по классам или учебным группам)
·                     Предоставление рекомендаций классным руководителям (кураторам групп) по коррекции плана профилактики негативных явлений среди обучающихся в классе или учебной группе
·                     Развитие профилактической компетентности педагогов
·                     Ознакомление с индикаторами употребления ПАВ обучающимися
·                     Ознакомление с индикаторами отклоняющегося поведения обучающихся
·                     Формирование представлений о компонентах безопасной образовательной среды, правилах психолого-педагогического общения с обучающимися, рисках отклоняющегося поведения
 

Направление 3.Коррекционно-развивающая деятельность.

 
Вид профилактической деятельности

Объекты коррекционно-развивающей деятельности

Мероприятия

Коррекция психологических факторов отклоняющегося поведения

Негативная установка по отношению к социальным требованиям – несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция

Активное социальное обучение социально-важным навыкам:
Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию.
Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения.
Тренинг формирования жизненных навыков.

Подверженность негативному влиянию группы

Склонность к совершению необдуманных поступков

Трудность переживания жизненных неудач

Неэффективность саморегуляции

Неуверенность в своих силах

Неблагополучие взаимоотношений с социальным окружением

Пассивность жизненной позиции, социальная пассивность

Коррекция социально-психологических условий обучения

Психологический климат в коллективе обучающихся

Коллективные формы работы: анкетирование, классные часы, уроки нравственности, тренинги, деловые игры, наблюдение за поведением учащихся на уроке
Индивидуальные формы работы: индивидуальные консультации, беседы, работа с родителями, посещение семей на дому

Противоречия, разногласия, конфликты с педагогами и обучающимися

Формирование жизненных навыков и конструктивных стратегий поведения стресса Коммуникативные навыки Тренинг нестандартных решений в трудной жизненной ситуации Развитие рефлексии, временной перспективы и способности к цел

Коммуникативные навыки

Тренинг нестандартных решений в трудной жизненной ситуации
Развитие рефлексии, временной перспективы и способности к целеполаганию

Навыки эффективного отказа

Психологическая устойчивость и уверенность в своих силах в трудных жизненных ситуациях

Направление 4. Оценка эффективности профилактической деятельности

В качестве критериев, с помощью которых возможно достаточно надежно оценить эффективность программы, можно предложить следующий комплекс (индикаторы профилактической деятельности):
1 группа критериев:

Интенсивность профилактической работы в образовательной среде, включающая в себя: сохранность и динамика количества участников, вовлеченных в профилактические мероприятия (дети, педагоги, родители); восприятие профилактических мероприятий самими участниками.
2 группа критериев:
Рассматривает влияние, оказываемое мероприятиями на ее адресатов, то есть изменения в знаниях, отношениях, поведении субъектов профилактики, изменений в образовательном учреждении: стабильность и увеличение процента участников мероприятий, имеющих положительную динамику в ходе осуществляемой профилактической работы.
В качестве критериев, с помощью которых возможно достаточно надежно оценить эффективность программы, можно предложить следующий комплекс (индикаторы профилактической деятельности):
Требования по организации профилактической деятельности
- Регулярность (процедура оценки проводится при завершении каждого этапа работы, связанного с реализацией намеченных задач)
- Целесообразность (организацию процедуры оценки следует планировать с учетом сроков, необходимых для достижения тех или иных конкретных результатов)
- Объективность (оцениваются характеристики и факторы, непосредственно формируемые или изменяемые в ходе профилактической деятельности)
Особенности оценки:
              Оценку эффективности профилактической деятельности необходимо осуществлять в течении всего учебного года силами всего педагогического коллектива.
              Профилактическая бдительность и компетентность позволят обнаружить проблемы обучающихся на ранних этапах и предпринять своевременные меры по исправлению ситуации.
Направления программ профилактики девиантного поведения и употребления ПАВ среди обучающихся
Выделяют следующие задачи, на которые должны быть направлены профилактические программы:

1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих вовлечению в зависимое поведение.
2. Создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
3. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

·                     самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам;
·                     собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;
·                     умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
·                     потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
4. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
·                     позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям не только совершать ошибки, но и исправлять их;
·                     адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
·                     ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
·                     контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;
·                     осознавать, что происходит с собственной личностью и почему, анализировать свое состояние;
·               сопереживать окружающим и понимать их, осознавать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);
·                     принимать от окружающих и оказывать им психологическую и социальную поддержку.
5. Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению ПАВ:
·                     принятие решения и преодоление жизненных проблем;
·                     восприятие, использование и оказание психологической и социальной поддержки; 
·                     оценка социальной ситуации и принятие ответственности за собственное поведение в ней;
·                     отстаивание своих границ и защита своего персонального пространства;
-                     защита своего «Я», самоподдержка и взаимоподдержка;
·                     избегание ситуаций, связанных с употреблением ПАВ и с другими формами саморазрушающего поведения;
·                     развитие умений использовать альтернативные ПАВ способы получения радости и удовольствия;
·                     развитие умений разрешать конфликты и эффективно общаться.
·                     развитие самооценки, позитивного самоотношения (выраженность фактора «Потребность в одобрении»)
6. Информирование о воздействии и последствиях злоупотребления ПАВ, о причинах и формах заболеваний, связанных с ними, о путях к выздоровлению, о связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, со стрессом, о путях преодоления последнего.
Данную задачу рекомендуется реализовывать в рамках первичной профилактики, ориентируясь на проектную деятельность обучающихся (персональные, групповые тематические исследовательские проекты), направленную на пропаганду принципов здорового и безопасного стиля жизни, формирования субъектной, ответственной позиции относительно своего будущего.