Методические
рекомендации по направлениям профилактической деятельности по итогам
социально-психологического тестирования в 2021-2022 учебном году.
1.
Аналитическая
деятельность.
2.
Информационно-просветительская
деятельность.
3.
Коррекционно-развивающая
деятельность.
4.
Оценка эффективности
профилактической деятельности.
5.
Деятельность по
формированию среды для саморазвития и самореализации обучающихся.
Направление № 1. Аналитическая деятельность.
1. Благоприятное сочетание факторов риска и факторов защитыРекомендовано проведение базовой профилактической работы, направленной на поддержание и укрепление существующих ресурсов защиты и снижение вероятных факторов риска.
Ориентация профилактической работы на саморазвитие личности обучающихся.
2. Актуализация (выраженность) факторов риска при достаточной выраженности факторов защиты
· формирование представлений о личных границах, развитие навыков противостояния (выраженность фактора «Подверженность влиянию группы»);
· закрепление внутренней устойчивой формирование внутренней защиты от внешнего негативного воздействия (выраженность фактора «Наркопотребление в социальном окружении»);
· формирование модели ответственного поведения (выраженность фактора «Склонность к риску»);
· развитие эмоционально-волевой сферы (выраженность факторов «Тревожность»);
· формирование умения конструктивно преодолевать жизненные трудности (выраженность факторов «Фрустрация»)
3. Редукция (снижение) факторов защиты при допустимой выраженности факторов риска.
Пошкальный анализ позволит определить направления профилактической работы в части укрепления факторов защиты:
· формирование позитивного отношения к семье. Редукция фактора «Принятие родителями» требует дополнительной работы с обучающимися и родителями, с целью укрепления семейных связей, актуализации существующих ресурсов семьи;
· развитие коммуникативной компетентности обучающихся (редукция субшкалы «Принятие одноклассниками»);
· определение содержания занятий с возможностью проектировать социальные ситуации, направленные на самопроявление. Следует обратить внимание категории обучающихся у которых редукция фактора защиты «Социальная активность» сочетается с актуализированными факторами риска «Потребность в социальном одобрении», «Тревожность»;
· формирование навыков самоконтроля поведения (редукция фактора защиты "Самоконтроль поведения");
· формирование способности решения жизненных трудностей, формирование жизненной позиции, раскрытие внутренних ресурсов (редукция фактора «Самоэффективность»).
4. Неблагоприятное сочетание факторов риска и факторов защиты
Данная категория должна находится в зоне «особого внимания» специалистов. Провести дополнительный анализ факторов социальной среды взаимодействия обучающихся. Подключить ресурсы наставничества в отношении детей «группы риска», как способа организации их социально-педагогического сопровождения.
Направление № 2 Информационно-просветительская деятельность.
Информационно-просветительская деятельность с обучающимися:· Информирование о возможности получения психологической помощи в трудных жизненных ситуациях
· Информирование о последствиях употребления ПАВ (физическим, психическим и социальным)
Информационно-просветительская деятельность с родителями:
· Информирование о результатах социально-психологического тестирования и мероприятиях, проводимых в рамках профилактики употребления ПАВ
· Информирование о возможности получения психологической помощи в трудных жизненных ситуациях
· Развитие профилактической компетентности родителей
· Ознакомление с индикаторами употребления ПАВ обучающимися
· Ознакомление с индикаторами отклоняющегося поведения обучающихся
Информационно-просветительская деятельность с педагогами:
· Информирование о результатах социально-психологического тестирования (по образовательной организации в целом/ по классам или учебным группам)
· Предоставление рекомендаций классным руководителям (кураторам групп) по коррекции плана профилактики негативных явлений среди обучающихся в классе или учебной группе
· Развитие профилактической компетентности педагогов
· Ознакомление с индикаторами употребления ПАВ обучающимися
· Ознакомление с индикаторами отклоняющегося поведения обучающихся
· Формирование представлений о компонентах безопасной образовательной среды, правилах психолого-педагогического общения с обучающимися, рисках отклоняющегося поведения
Направление 3.Коррекционно-развивающая деятельность.
Вид профилактической деятельности |
Объекты коррекционно-развивающей деятельности |
Мероприятия |
Коррекция психологических факторов отклоняющегося поведения |
Негативная установка по отношению к социальным требованиям – несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция |
Активное социальное обучение
социально-важным навыкам: |
Подверженность негативному влиянию группы |
||
Склонность к совершению необдуманных поступков |
||
Трудность переживания жизненных неудач |
||
Неэффективность саморегуляции |
||
Неуверенность в своих силах |
||
Неблагополучие взаимоотношений с социальным окружением |
||
Пассивность жизненной позиции, социальная пассивность |
||
Коррекция социально-психологических условий обучения |
Психологический климат в коллективе обучающихся |
Коллективные формы работы:
анкетирование, классные часы, уроки нравственности, тренинги, деловые игры,
наблюдение за поведением учащихся на уроке |
Противоречия, разногласия, конфликты с педагогами и обучающимися |
||
Формирование жизненных навыков и конструктивных стратегий поведения стресса Коммуникативные навыки Тренинг нестандартных решений в трудной жизненной ситуации Развитие рефлексии, временной перспективы и способности к цел |
Коммуникативные навыки |
Тренинг нестандартных
решений в трудной жизненной ситуации |
Навыки эффективного отказа |
||
Психологическая устойчивость и уверенность в своих силах в трудных жизненных ситуациях |
Направление 4. Оценка эффективности профилактической деятельности
В качестве критериев, с помощью которых возможно достаточно надежно оценить эффективность программы, можно предложить следующий комплекс (индикаторы профилактической деятельности):1 группа критериев:
Интенсивность профилактической работы в образовательной среде, включающая в себя: сохранность и динамика количества участников, вовлеченных в профилактические мероприятия (дети, педагоги, родители); восприятие профилактических мероприятий самими участниками.
2 группа критериев:
Рассматривает влияние, оказываемое мероприятиями на ее адресатов, то есть изменения в знаниях, отношениях, поведении субъектов профилактики, изменений в образовательном учреждении: стабильность и увеличение процента участников мероприятий, имеющих положительную динамику в ходе осуществляемой профилактической работы.
В качестве критериев, с помощью которых возможно достаточно надежно оценить эффективность программы, можно предложить следующий комплекс (индикаторы профилактической деятельности):
Требования по организации профилактической деятельности
- Регулярность (процедура оценки проводится при завершении каждого этапа работы, связанного с реализацией намеченных задач)
- Целесообразность (организацию процедуры оценки следует планировать с учетом сроков, необходимых для достижения тех или иных конкретных результатов)
- Объективность (оцениваются характеристики и факторы, непосредственно формируемые или изменяемые в ходе профилактической деятельности)
Особенности оценки:
• Оценку эффективности профилактической деятельности необходимо осуществлять в течении всего учебного года силами всего педагогического коллектива.
• Профилактическая бдительность и компетентность позволят обнаружить проблемы обучающихся на ранних этапах и предпринять своевременные меры по исправлению ситуации.
Направления программ профилактики девиантного поведения и употребления ПАВ среди обучающихся
Выделяют следующие задачи, на которые должны быть направлены профилактические программы:
1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих вовлечению в зависимое поведение.
2. Создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
3. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
· самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам;
· собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;
· умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
· потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
4. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
· позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям не только совершать ошибки, но и исправлять их;
· адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
· ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
· контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;
· осознавать, что происходит с собственной личностью и почему, анализировать свое состояние;
· сопереживать окружающим и понимать их, осознавать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);
· принимать от окружающих и оказывать им психологическую и социальную поддержку.
5. Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению ПАВ:
· принятие решения и преодоление жизненных проблем;
· восприятие, использование и оказание психологической и социальной поддержки;
· оценка социальной ситуации и принятие ответственности за собственное поведение в ней;
· отстаивание своих границ и защита своего персонального пространства;
- защита своего «Я», самоподдержка и взаимоподдержка;
· избегание ситуаций, связанных с употреблением ПАВ и с другими формами саморазрушающего поведения;
· развитие умений использовать альтернативные ПАВ способы получения радости и удовольствия;
· развитие умений разрешать конфликты и эффективно общаться.
· развитие самооценки, позитивного самоотношения (выраженность фактора «Потребность в одобрении»)