Адаптация к школе - это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым
социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому
школьному обучению.
Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная
адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых
знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.
Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. Ребёнок попадает
под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов, таких как новый
распорядок дня, ограничения на подвижные игры в школе, новой обстановки и
непривычных для ребёнка обязанностей.
Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными
особенностями нервной системы. В группу риска входят:
- гиперактивные малыши;
- дети с повышенным порогом утомляемости;
- одарённые первоклассники.
Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями
родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного - привыкание может
занять не один месяц, и это считается нормальным.
В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в
жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и прочее.
Поскольку каждый привыкает к новым для него обстоятельствам по-разному, у
школьника могут быть отклонения в различных показателях. И то, как быстро
школьник приспособится, зависит от разных факторов:
- особенности
характера;
- уровень
сложности образовательной программы;
- обстановка в
семье;
- наличие
сторонних стрессовых факторов;
- степень
подготовленности малыша к школе и пр.
Что указывает на
нормальное протекание процесса адаптации?
- Малыш с удовольствием посещает школу,
рассказывает об одноклассниках, учителе, уроках, вспоминает смешные и неловкие
моменты. Но при этом он чётко понимает, что ходит на уроки с целью получения
знаний, а не для развлечений.
- Выраженной
усталости после занятий нет. Малыш активен, у него сохраняется отменный
аппетит, нет жалоб на головную боль, усталость, слабость.
- Появились
новые друзья, о которых школьник с удовольствием рассказывает.
- Ребёнку
нравятся педагоги и процесс получения знаний в школе.
- У малыша отсутствует
желание вернуться в детский сад.
Признаки того, что у
ребёнка не всё в порядке с учёбой и вливанием в социум:
- Неуспеваемость. Ребёнок может отставать
или полностью не воспринимать школьную программу. Проблема усугубляется, если
родители ожидают слишком высоких результатов. Завышенные требования и даже
скрываемое недовольство ухудшают период привыкания, делают первоклассника
неуверенным в себе, мешают полноценно воспринимать учебные материалы.
К успеваемости малышей в первом классе нужно
относиться мягко, лояльно, желательно хвалить их даже за малейшие успехи. Не
следует заострять внимание на неудачах.
- Лень. Причин для неё достаточно много.
Это отсутствие мотивации, то есть увлечение школьника другими делами или
играми, природная медлительность, неуверенность в собственных силах, боязнь
сказать или что-то сделать неправильно. Лень может быть и следствием
избалованности. Избавиться от неё можно только систематической работой дома с
ребёнком. Желательно чем-либо мотивировать первоклассника и всячески избегать
скандалов и выдвижения жёстких требований.
- Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие
ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и
усваивает сказанное учителем. Проблема может быть связана с личностными
качествами, излишней отвлекаемостью, семейными проблемами. Пребывание в школе
некоторые первоклассники воспринимают как возможность отвлечься от конфликтов
дома. Решить такую проблему можно, только уделяя больше внимания малышу,
показывая ему свою любовь и создавая спокойную обстановку в семье.
- Непослушание. Такая проблема чаще всего затрагивает
избалованных вниманием детей. Привычка всегда быть в центре вселенной,
неприятие общепринятых правил приводит к конфликтам в классе. Естественно, что
всё заканчивается вызовом в школу мамы, беседой с социальным педагогом и
директором. То есть ребёнок опять получает порцию пусть и негативного, но
внимания. Проблему в большинстве случаев это не решает, а только усугубляет.
Поэтому единственно правильное решение – какое-то время не обращать внимания на
проделки малыша. Разумеется, если они не критичны для окружающих и не мешают
учебному процессу. Родителям желательно выработать свою тактику поведения
вместе с опытным социальным педагогом.
- Вербализм. Данным термином обозначают
высокий речевой уровень ребёнка, протекающий с задержкой мышления. Бойкая речь
первоклассника и даже заучивание длинных стихов не указывают на то, что он по
умственному развитию способен адекватно воспринимать школьную программу.
Ребёнку в такой ситуации необходимо развитие образного и логического мышления,
что достигается систематическими занятиями – наклеиванием аппликаций, лепкой,
рисованием, несложными тестами.
Трудности адаптации в школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если
своевременно обратить на них внимание!
Школьная адаптация –сложный процесс для многих
дошкольников. Задача учителя и родителей состоит в скоординированной помощи
первокласснику. При выявлении сложностей мамам и папам нужно не бояться подойти
к педагогу и рассказать о своих сомнениях и страхах. Учитель, в свою очередь,
должен говорить о том, что его беспокоит, и предлагать варианты решения
проблемы.
Как помочь ребенку
адаптироваться к школе.
Дома с ребёнком следует периодически заниматься.
Он не должен проводить все время возле телевизора или планшета. Домашним детям
необходимо научиться общаться со сверстниками, их следует приучить к дисциплине
и самостоятельности.
Что делать, чтобы время
адаптации протекло без особых сложностей.
Чаще хвалить малыша, а за промахи не осуждать.
Организовать правильный режим дня. У первоклассника
должно быть достаточно времени для сна, подвижных игр, общения с друзьями.
Не сравнивать его успехи с учёбой других детей.
Не игнорировать жалобы ребёнка на плохое
самочувствие. В первое время первокласснику можно раз в одну-две недели разрешить
не посещать школу.
Не предъявлять повышенных требований.
Прислушиваться к замечаниям учителя и стараться
дома спокойно обсудить возникшую проблему.
В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребенку требуется внимание и посильная помощь от взрослых.