Ведущие
детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной
программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и
навыками, иными словами, достаточно эрудирован. Расскажите
малышу, что ждет его в школе, как он будут учиться, как учились вы когда были
маленькими. Это поможет ему не испугаться непривычной официальной обстановки и
не забыть от волнения все, что знает.
А знать ребенку нужно следующее:
свое полное имя, отчество и фамилию;
свой возраст и дату рождения;
фамилию, имя и отчество родителей, их профессию;
свой домашний адрес: название города, улицы, номер дома,
этажа, квартиры;
основные достопримечательности своего города;
название своей страны и ее столицы;
последовательность дней недели, месяцев, времен года;
основные приметы каждого времени года; растения;
домашних и диких животных и их детенышей;
части тела человека;
профессии;
русские народные сказки;
различать живое и
неживое;
единственное и множественное число;
счёт в пределах 10 и обратно;
утро, день, вечер и ночь;
одежду, обувь и головные уборы;
птиц, рыб, зверей, насекомых;
овощи, фрукты, грибы, ягоды;
наземный, водный и воздушный транспорт;
посуду, мебель и т.д.;
различать геометрические фигуры: круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник, овал;
свободно ориентироваться в пространстве и на листе
бумаги, иметь представление о понятиях "право" - "лево",
"верх" - "низ" и т.д.;
рассказать наизусть небольшое стихотворение;
уметь пересказать прослушанный или прочитанный рассказ;
придумать рассказ по картинке;
запомнить и назвать по памяти 6-10 предметов, картинок,
слов;
правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
без линейки проводить вертикальные и горизонтальные
линии;
рисовать геометрические фигуры,
аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя
за контуры предметов;
Многие родители, понимая важность и необходимость
перестройки всей деятельности ребенка (с игровой на учебную), готовы сделать
все, чтобы облегчить ему вступление в новую фазу жизни. Но часто основную свою
задачу они видят в том, чтобы ребенок овладел как можно большим объемом
«школьных» навыков и умений. Они полагают, что если их ребенок еще до школы
научится читать, считать и писать, то в 1 классе ему останется только
совершенствоваться в этом. Но не все идет так гладко, как хотелось бы
родителям. Прежде всего, то, что ребенок до школы умеет читать, писать,
считать, совсем не обеспечивает психологическую готовность к школьному обучению
и не означает, что ему будет легко учиться в 1 классе.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
заключается не в том, чтобы у него к моменту поступления в школу сложились
психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в
самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и
деятельности. В дошкольном возрасте возникают только предпосылки этого
«превращения в ученика»: желание учиться и стать школьником; умение управлять
своим поведением и деятельностью; достаточный уровень умственного развития и
развития речи; наличие познавательных интересов и, конечно, знаний и навыков,
необходимых для школьного обучения.
Ребенку
необходимо:
1) прививать ребенку широкий интерес к познанию
окружающего мира, научить наблюдать, задумываться над увиденным и услышанным;
2) учить его преодолевать трудности, планировать свои
действия, дорожить временем;
3) поощрять его инициативу и самостоятельность;
4) создавать положительную установку на школу,
дисциплину, учебные предметы, учителя;
5) учить ребенка слушать и слышать окружающих, уважать
чужие мнения и желания, понимать, что собственные желания нужно сообразовывать
с желаниями других людей и требованиями ситуации;
6) реально оценивать свои действия.