Профилактика насилия и жестокого обращения среди несовершеннолетних. Счастлив тот, кто счастлив дома

А счастлив тот, кто счастлив дома,

А счастлив тот, кому знакомо,

Как дома ждут с любовью, верят,

Раскрыв объятий, сердца двери!

Не важно сколько у вас денег,

Вас дома ждут, вас дома ценят!

(Е. Куропаткина-Аверкина)

13 января 2021 года на базе МБНОУ на базе Центра ППМСП состоялся в дистанционном формате на платформе Zoom (сервис для проведения видеоконференций) семинар районного методического объединения социальных педагогов на тему «Профилактика насилия и жестокого обращения среди несовершеннолетних. Счастлив тот, кто счастлив дома.». С приветственным словом перед педагогами выступила директор МБНОУ «Центр ППМСП» Вурнарского района Галкина Людмила Анатольевна. Продолжила мероприятие социальный педагог МБОУ «Большеяушская СОШ имени Ф.И. Ашмарова» Вурнарского района Чувашской Республики Митрофанова Алина Виталиевна. Сегодня о насилии и жестоком обращении с детьми сказано и написано очень много статей, книг, проведено исследований, но проблема в нашей стране не только не исчезла, но и приобрела еще большую актуальность в последние два десятилетия. Ребёнку легко причинить вред. Большую роль в распространении жестокости к детям неосведомлённость родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребёнку, непонимание, что не каждое наказание идёт ему на пользу. Немаловажное значение имеет и низкая  правовая культура, недостаточные  знания законодательных норм, охраняющих права ребёнка и гарантирующих наказание насильников. В том числе нарушение основных прав человека и ребёнка. Также Митрафановой Алиной Виталиевной подробно рассмотрены алгоритмы взаимодействия социального педагога образовательного учреждения для профилактики или в случае жестокого обращения.

Алгоритм действий специалистов ОУ в случае появления жалоб ребенка на насилие, а также при наличии травм специфического характера,  позволяющих заподозрить факт насилия:

-  Сообщить руководителю образовательного учреждения.

-  Показать ребенка врачу, при наличии необходимости оказания экстренной медицинской помощи, обеспечить ребенку эту помощь.

- Сообщить родителям или опекунам (законным представителям) о наличие признаков насилия у ребенка, получить письменное объяснение от них.

- При подтверждении предположения об имевшемся насилии сообщить информацию (в виде письма) в органы внутренних дел, прокуратуру, отдел опеки и попечительства.

- Принять меры по сопровождению семьи с целью предупреждения повторного насилия

- При выявлении ситуаций, когда ребенка наказывают физически, с родителей берутся объяснения в письменном виде, предупреждение об уголовной ответственности, в дальнейшем – устанавливается контроль за физическим и психологическим состоянием ребенка (устанавливается внутришкольный контроль).

-  При неэффективности мер психолого-педагогического сопровождения, родители предупреждаются на Совете профилактики (педагогическом Совете школы) об ответственности за совершаемые действия. При неэффективности этих мер информация направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

-В школе должна быть размещена в доступном для учащихся и родителей месте информация о службах помощи пострадавшим от различных случаев насилия, координаты и информация работы ПДН, уполномоченного по правам ребенка в Чувашской Республике, общий Телефон Доверия

- В школе необходимо организовать информирование детей о способах защиты и обеспечении собственной безопасности (информационные беседы «Что нужно знать, чтобы защитить себя», тренинги поведения в различных жизненных ситуациях, которые могут спровоцировать насилие и т.д.).

Алгоритм действий специалистов ОУ в случае установления факта наличия острой ситуации психического насилия по отношению к ребенку:

- Оказать психологическую помощь ребенку, не оставлять его одного, без наблюдения взрослых до разрешения ситуации и приведения ребенка в адекватное психологическое состояние;

 - Сообщить родителям или другим законным представителям о состоянии ребенка;

- Получить у родителей (законных представителей) разъяснения по поводу психологического состояния ребенка, опасного для его жизни и здоровья;

 - При адекватной реакции родителей сообщить координаты центров и учреждений, которые могут оказать помощь в данной ситуации;

-  Контролировать разрешение ситуации через контакт с родителем и/ или ребенком;

- При неадекватной реакции родителей сообщить о данной ситуации в органы защиты прав детей с выяснением возможности дальнейшего помещения ребенка в больницу или приют до разрешения ситуации;

Директор МБНОУ «Центр ППМСП» Вурнарского района Людмила Галкина пожелала социальным педагогам дальнейшей плодотворной работы. Она отметила важность работы социального педагога в образовательных учреждениях,  ответственность специалистов в области своевременной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, правильной организации работы и тесном сотрудничестве с КДН и ЗП администрации Вурнарского района, ПДН МО МВД России «Вурнарский» в подобных вопросах.