Консультация для родителей «Развитие речевой
и познавательной активности у детей.
В младшем дошкольном периоде происходит становление речи и её формирование (хотя, конечно, совершенствоваться она будет и в дальнейшем). В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка.
Благодаря речи ребенок познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, выказывает свои чувства и переживания, делится своим впечатлениями о своём отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности.
Усвоение речи в младшем дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны следующие речевые особенности:
· Не всегда могут связно, последовательно, логично излагать свои мысли.
· Неправильно строят предложения.
· Затрудняются в объяснительной речи.
· Не всегда могут оречевлять свои действия.
Также отмечаются особенности познавательных процессов:
· Неустойчивое внимание.
· Недостаточные: слухоречевая память, словесно – логическое мышление.
Что такое речевая активность?
Речевая активность – потребность ребенка участвовать в беседе, рассуждать, анализировать, делать выводы, рассказывать о событиях, явлениях, пересказывать.
Что такое познавательная активность?
Что делают дети, когда хотят узнать что – то новое?
Правильно, дети, задавая вопросы, проявляют любопытство, интерес, выражая тем самым любознательность.
Как вы считаете, надо ли развивать речевую и познавательную активность у детей и для чего?
Да, у некоторых детей с речевыми нарушениями отмечается несформированность познавательных возможностей, сенсорные и интеллектуальные нарушения.
Для более успешного обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста необходимо развивать речевую и познавательную активность.
Как вы думаете, в чём выражается речевая и познавательная активность?
Если у ребенка развита речевая и познавательная активность он на занятиях:
· Внимательно слушает собеседника, дополняет ответы, замечает неточности.
· Отвечает постоянно, стремится узнать что – то новое
· Прислушивается к указаниям, замечаниям взрослого по поводу содержания и форм речевого высказывания.
· Стремится заинтересовать слушателей (говорит спокойно, интонационно, выразительно).
· Проявляет любознательность ко всему, что его окружает.
Как проявляется речевая и познавательная активность в повседневной жизни?
· Часто вступает в речевой контакт со взрослыми и детьми по собственной инициативе (чтобы поддержать разговор).
· Проявляет творческую речевую активность, пересказывает сказки, рассказы, любит рассматривать картинки.
· Пользуется малыми литературными формами: читает стихи, потешки, загадывает загадки другим детям.
· Проявляет любознательность ко всему, что его окружает. Стремится узнать что – то новое.
· Проявляет желание выступать на утренниках, спектаклях.
Всё это способствует в дальнейшем успешной учёбе в школе.
Родители не понимают очень важного момента - у каждого возраста свои нормы и задачи. Если говорить о речевом развитии: до 3х лет дети набирают лексикон, потом начинают осваивать грамматику, фонематику, учатся рассказывать, писать, читать... Эти процессы накладываются друг на друга и формируются ступенчато! И если какой-то этап задержался, то все последующие этапы будут отставать.
Вы все время будете в догоняющих! Например, если логопеды стали заниматься с ребенком по коррекции речи в 1,6 лет и начали с 3 облегченных слов и к двум годам с большим прогрессом освоили словарь в 50 слов и запустили фразу, - то ребенок по речевому развитию достигает лишь нижней границы нормы (потому что норма словаря к 2ум годам от 50 до 200 слов). А к 3м годам норма доходит до 1000 слов.
А теперь представьте, насколько отстает ребенок, который в 3 года говорит 3 облегченных слова и представьте, как много ему догонять??? Поэтому не теряйте ценное время! Это потерянное время - это ваш запас времени, который вы могли бы подарить ребенку, чтобы у него было больше времени на "догнать" и, чтобы он как можно меньше отстал.