Консультация для родителей "Развитие речевой и познавательной активности у детей"

Консультация для родителей «Развитие речевой

 и познавательной активности у детей.

 

В младшем дошкольном периоде происходит становление речи и её формирование (хотя, конечно, совершенствоваться она будет и в дальнейшем). В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка.

Благодаря речи ребенок познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, выказывает свои чувства и переживания, делится своим впечатлениями о своём отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности.

Усвоение речи в младшем дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны следующие речевые особенности:

·       Не всегда могут связно, последовательно, логично излагать свои мысли.

·       Неправильно строят предложения.

·       Затрудняются в объяснительной речи.

·       Не всегда могут оречевлять свои действия.

Также отмечаются особенности познавательных процессов:

·       Неустойчивое внимание.

·       Недостаточныеслухоречевая память, словесно – логическое мышление.

Что такое речевая активность?

Речевая активность – потребность ребенка участвовать в беседе, рассуждать, анализировать, делать выводы, рассказывать о событиях, явлениях, пересказывать.

Что такое познавательная активность?

Что делают дети, когда хотят узнать что – то новое?

Правильно, дети, задавая вопросы, проявляют любопытство, интерес, выражая тем самым любознательность.

Как вы считаете, надо ли развивать речевую и познавательную активность у детей и для чего?

Да, у некоторых детей с речевыми  нарушениями отмечается несформированность познавательных возможностей, сенсорные и интеллектуальные нарушения.

Для более успешного обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста необходимо развивать речевую и познавательную активность.

Как вы думаете, в чём выражается речевая и познавательная активность?

Если у ребенка развита речевая и познавательная активность он на занятиях:

·       Внимательно слушает собеседника, дополняет ответы, замечает неточности.

·       Отвечает постоянно, стремится узнать что – то новое

·       Прислушивается к указаниям, замечаниям взрослого по поводу содержания и форм речевого высказывания.

·       Стремится заинтересовать слушателей (говорит спокойно, интонационно, выразительно).

·       Проявляет любознательность ко всему, что его окружает.

Как проявляется речевая и познавательная активность в повседневной жизни?

·       Часто вступает в речевой контакт со взрослыми и детьми по собственной инициативе (чтобы поддержать разговор).

·       Проявляет творческую речевую активность, пересказывает сказки, рассказы, любит рассматривать картинки.

·       Пользуется малыми литературными формами: читает стихи, потешки, загадывает загадки другим детям.

·       Проявляет любознательность ко всему, что его окружает. Стремится узнать что – то новое.

·       Проявляет желание выступать на утренниках, спектаклях.

Всё это способствует в дальнейшем успешной учёбе в школе.

Родители не понимают очень важного момента - у каждого возраста свои нормы и задачи. Если говорить о речевом развитии: до 3х лет дети набирают лексикон, потом начинают осваивать грамматику, фонематику, учатся рассказывать, писать, читать... Эти процессы  накладываются друг на друга и формируются ступенчато! И если какой-то этап задержался,  то все последующие этапы будут отставать.

     Вы все время будете в догоняющих! Например, если логопеды стали  заниматься с ребенком по  коррекции речи  в 1,6 лет и начали с 3 облегченных слов и к двум годам  с большим прогрессом освоили словарь в 50 слов и запустили фразу, - то ребенок по речевому развитию достигает лишь нижней границы нормы (потому что норма словаря к 2ум годам от 50 до 200 слов). А к 3м годам норма доходит до 1000 слов.

А теперь представьте, насколько отстает ребенок, который в 3 года говорит 3 облегченных слова и представьте, как много ему догонять??? Поэтому не теряйте ценное время! Это потерянное время - это ваш запас времени, который вы могли бы подарить ребенку, чтобы у него было больше времени на "догнать" и, чтобы он как можно меньше отстал.

 

 

Служба ранней помощи