3 декабря на базе Центра ППМСП состоялся семинар-учеба социальных педагогов на тему «Социально-педагогическая поддержка и сопровождение детей и семей «группы риска»».
С вступительным словом перед участниками семинара выступила директор Центра Оксана Октябрьская, которая отметила, что особенностью детей «группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие чего таким детям требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей. В современных социальных условиях вряд ли можно обнаружить детей, которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или иной степени выраженности. Но факторы могут являться причиной нарушения в развитии ребенка и вовсе не определяют, чем он рискует в действительности. Не сама причина является риском, а то, что следует из этой причины. Следовательно, наибольшему риску могут подвергаться дети из неблагополучных семей. Но чтобы понять, относится ли ребенок к категории группы риска, необходимо учитывать комплекс факторов, их взаимодействие. На этом строится работа социального педагога в отношении детей «группы риска», выявление и дальнейшее вмешательство с целью грамотного педагогического сопровождения.
Опытом работы в данном направлении поделилась социальный педагог Вурнарской школы № 2 Валентина Фомина. Исходя из практики, Валентина Витальевна обозначила, что анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Чаще всего это сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.
У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации. В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей.
Проживание в асоциальных семьях приводит к снижению у детей эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а некоторых случаях к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.
Поэтому педагог, работающий с детьми данной категории, должен быть профессионалом, обладающим знаниями и умениями, умело использующим социально-психологические приемы в общении с «трудными» детьми и их семьями. Ввиду вышесказанного стоит вопрос о непрерывном самообразовании педагогов и совершенствовании педагогических навыков.
Социальные педагоги активно участвовали в обсуждении темы, рассматривали различные формы работы с данной категорией детей и семей, делились собственным опытом и положительной динамикой в процессе педагогического сопровождения.