Круглый стол "Инклюзивное образование для детей с РАС (расстройство аутистического спектра)"

Среди многочисленных форм нарушения развития проблема аутизма, на сегодняшний день, является одной из актуальных.  Численность детей с аутизмом растет из года в год, вызывая беспокойство в социуме. Поэтому в  2008 году Генеральная Ассамблея ООН обратила пристальное внимание на проблему и вынесла резолюцию о праздновании Всемирного дня распространения информации об аутизме 2 апреля. 

Аутизм  - это стойкое нарушение психического развития, проявляющееся на первых годах жизни ребенка (до 3-х лет). Ранний детский аутизм обнаруживается в 4—5 случаях на 10 000 детей (или в 0,04-0,05 %) в возрасте от 12 до 15 лет. Если учесть прочие аутистические синдромы, уровень повысится и составит 20 на 10 000. В действительности количество аутичных детей больше, так как стертые формы аутизма, деформирующие личность и представляющие серьезную социальную и психолого-педагогическую проблему, остаются неучтенными официальной статистикой.

            С целью повышения педагогической компетенции педагогов дошкольного образования в вопросе воспитания детей с аутизмом специалистами Центра ППМСП организован круглый стол «Инклюзивное образование детей с РАС» на базе детского сада «Ромашка» п. Вурнары. В мероприятии приняли участие директор Центра Оксана Октябрьская, педагог-психолог Центра Мария Иванова, логопед детского сада «Ручеек» п. Вурнары Снежана Григорьева, а также педагоги детского сада «Ромашка»  - заведующая детским садом Ирина Антонова, логопед Марина Уткина, воспитатели Светлана Кошмарова и Надежда Миронова.

            Открыла круглый стол директор Центра Оксана Октябрьская, она обозначила проблему и причины рождаемости детей с аутизмом. В большинстве случаев дети с ранним детским аутизмом здоровы физически, у них нет видимых внешних недостатков. Беременность у матерей протекает без особенностей. Строение мозга больных малышей практически не отличается от среднестатистической нормы. Многие даже отмечают особую привлекательность лица у ребенка-аутиста. Но в некоторых случаях связь болезни с другими признаками все же присутствует: инфицирование матери краснухой во время беременности, ДЦП, туберозный склероз,  нарушения жирового обмена — у женщин с ожирением выше риск рождения ребенка с аутизмом,  хромосомные аномалии, возраст отца (от 40 лет).  Все эти состояния пагубно отражаются на мозге и могут приводить к аутистическим проявлениям. Есть данные, что генетическая предрасположенность играет свою роль: риск развития болезни при наличии аутиста в семье несколько выше. Но истинные причины аутизма не ясны до сих пор.

            Оксана Петровна рассказала о важности прохождении ПМПК с целью получения образовательного маршрута для ребенка-аутиста. Наличие заключения ПМПК  дает ребенку право на индивидуальную программу сопровождения узких специалистов, таких как логопед, дефектолог, педагог-психолог.

            В ходе встречи обсуждались трудности, с которыми приходится сталкиваться педагогам при воспитании и обучении детей с РАС, воспитывающихся в ДОУ. В ходе диалога специалистами  Центра обозначены пути решения возникающих  проблем, намечен алгоритм действий, даны методические рекомендации воспитателям и педагогам по работе с детьми – аутистами.